Музыкальное развитие дошкольников: Танцевально-игровое творчество. Педагогические условия развития музыкально-игрового и танцевального творчества детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Елена Бордовская
Творческие задания на развитие танцевального творчества

ТАНЕЦ РОЗЫ

Под красивую мелодию (использовать грамзапись, собственный напев) исполняется танец удивительно прекрасного цветка - розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил прекрасную розу». Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «застывшей, замерзшей розы».

Кто ЛУЧШЕ?

Предложите ребенку придумать танец под хорошо знакомую музыку. Это может быть популярный шлягер, как например «Волшебник-недоучка» или «Жил да был один король», либо что-нибудь более мелодичное и спокойное. Характер движений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке.

Посоревнуйтесь с ребенком: чей танец получится лучше, чьи движения окажутся интереснее и выразительнее.

ВДОЛЬ ПО БЕРЕЖКУ

Прочитайте очень выразительно, нараспев стихотворение. Попросите ребенка выразить его содержание в движениях.

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

Вдоль по бережку молодчик идет,

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим пристукивает,

Да по пяточкам постукивает.

Можно использовать другое стихотворение, на усмотрение педагога.

ОТГАДАЙ, КТО МЫ

Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

Движениями дети показывают, во что они превратились (например, слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т. д., а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает.

Взрослый или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то, например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, цыпленка-табака, морскую свинку, доброго волшебника, Муху-Цокотуху, Самовар - это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

ИГРА С ПЛАТКОМ

Предложите ребенку любой из имеющихся у вас платков (при желании его можно заменить шарфом). Попросите с помощью платка, движений, мимики изобразить:

Бабочку,

Принцессу,

Волшебника,

Бабушку,

Фокусника,

Больного с зубной болью.

ПОПРОБУЙ, УГАДАЙ!

Играющие садятся в круг (можно провести игру стоя в кругу). Из них выбираются «управитель» и «гость». «Гость» выходит из комнаты. «Управитель» назначается так, чтобы «гость» не знал, кто выполняет эту роль.

По правилам игры все участники повторяют за «управителем» те движения, которые он им показывает. «Гость», войдя в комнату и внимательно наблюдая за играющими, должен догадаться, кто же является «управителем».

ПРИМЕЧАНИЕ. Движения могут быть самыми разными: от простых хлопков до любых танцевальных. Главное, чтобы «гость» не заметил, кто из играющих является ведущим, т. е. «управителем»

ЛИЛИЯ ИВАНОВА

ПДО по хореографии МБДОУ детский сад № 95 «Зоренька» Иванова Лилия Ефимовна.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию детей на народных традициях, распространению идей этнопедагогики , приобщению детей к сокровищам национальных культур с целью возрождения , сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей -носителей своей национальной культуры.

Пластическая, музыкальная, танцевальная , педагогическая культура каждого народа - это не «музейное» , а живое, творческое явление , которое должно развиваться систематически и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Поэтому проблема сегодняшнего времени - брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми. Возрождение традиционного танцевального искусства якутов не теряет своего значения в наши дни и является одним из направлений работы по этнокультуре .

Традиционная танцевальная культура народов Саха имеет ярко выраженную этническую окраску и является специфическим отражением его исторического развития . Также стоит вопрос возрождения подлинно народной якутской хореографии, имеющей прочную связь с мировоззренческими представлениями, с национальными особенностями психологии народа.

В соответствии с многонациональностью нашей республики работа по обучению детей народным танцам , формировании потребности в высоких культурных и духовных ценностях построена таким образом, что на занятиях стараемся детей знакомить с тем , что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности, которые широко используются в воспитательном процессе .

Специалисты в области медицины давно доказали благотворное влияние танца на физическое развитие детей . Педагоги полностью солидарны с медиками, да к тому же они утверждают, что танцы способствуют формированию здоровой психики.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к богатству танцевального творчества .

Дать общее представление об особенностях национального танца ;

Прививать интерес к танцевальному искусству ;

Развивать пластичность , музыкальность и выразительность движений;

Способствовать формированию музыкальных и танцевальных способностей посредством подбора доступных материалов;

Воспитывать нравственные качества и эстетический вкус в создании образа для выступлений.

Ожидаемый результат

в процессе обучения танцам , выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат у детей , повысится уровень развития координации движений и ориентации в пространстве;

на основе полученных знаний и умений в исполнении танцевальных элементов , ребенок сможет создать творческий образ .

Чтобы ребенок мог удовлетворить свои двигательные потребности, необходимо создать ему соответствующие условия : пространство для творческой танцевальной деятельности , свободу в движениях и психологический комфорт.

Основой успешного освоения танца является комплекс тренировочных упражнений сценической пластики, способствующих развитию координации , танцевальности и техники исполнения.

Интерес к танцам формируется постепенно, поэтому мы используем такие формы обучения детей : беседы о творчестве народов Севера , посещение музеев, концертных выступлений, телепередач с обсуждением; показ картин и слайдов о танцующих птицах ; знакомство с танцами «Осуохай» , «Стерхи» , «Якутский узор» .

Танцевальные движения , передаваемые из поколения в поколение, развивают основные двигательные навыки

Занятия танцами не только расширяют кругозор, обогащают словарный запас, но и прививают у детей основы этикета и манеры поведения в социуме.

Якутский танец удивительно богат разнообразием движений, сюжетов и форм

Танцы положительно влияют на формирование личности ребенка

Танец «Встреча весны»

«Чороонноох ункуу» -совместный танец педагогов, родителей и детей

«Танец стерхов» -символизирует счастье


Танец «Богатыри»


Ритуал открытия летнего праздника «Ысыах»


Танец «Сибэккилэр» развивает общую пластическую культуру тела


Танец «Северный»


Танец «Матросский»


Танец «Дети под мирным небом»


Танец «С корзинами»


Танец «Кадриль»


В дошкольном возрасте закладываются основы двигательной культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Дошкольный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения большого арсенала двигательных координаций, техники разнообразных танцевальных упражнений . Таким образом, культуру движений, которая включает в себя умения сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать , используя доступные средства и методы народного танца , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей дошкольников


Публикации по теме:

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства, ознакомление с.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Искусство для детей-это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно.

Консультация для родителей. "Воспитание дружеских взаимоотношений и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста через художественную.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

Возрастные особенности в музыкально-игровом и танцевальном творчестве дошкольников.

Музыкально-дидактические игры во второй младшей группе более широко, чем ранее, используются с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Основной задачей является развитие у детей навыков передачи музыкальных образов, с помощью взрослых и самостоятельно. Для этого возраста используются игровые этюды с музыкой, этюды для передачи контрастных настроений по одному и тому же образу.

Музыкальный руководитель знакомит и разучивает игру, обсуждает с детьми музыкальный образ. Следующим этапом является повторение игры вместе с воспитателем, и на последнем этапе дети уже смогут играть самостоятельно.

В целях развития музыкально-игровой деятельности детям предлагают творческие задания «Солнышко и дождик», «Ходит Ваня», «Птички летают» и др.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основным задачами детского танцевального творчества этого возраста являются:

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко - тихо);

Самостоятельно реагировать на начало звучания музыки и ее окончание;

Развивать умение кружиться в парах;

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

В целях эффективного развития музыкально - ритмических и танцевальных движений целесообразно придерживаться следующих методических рекомендаций: обучение должно начинаться с восприятия музыки танца, разучивание начинается с показа. Следует добиваться правильного и выразительного выполнения движений. Для этого педагог использует образные сравнения («идем как солдаты», «прыгаем как зайцы»), помогающие детям передавать характер движения.

В процессе разучивания музыкально-ритмических и танцевальных движений в этом возрасте следует использовать такие методические приемы, как: выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, художественное слово, показ.

Репертуар может быть разножанровым: Русские народные мелодии, «Вышли куклы танцевать», «Парный танец» на классическую музыку, и др.

Средняя группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Здесь важно:

Способствовать развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений и сценок («кружатся листочки», «падают снежинки», «встретились кот и лиса»), используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, волк сердитый).

Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей («Козлята и волк»).

В среднем за год разучивается 10-12 игр, при этом каждая игра разучивается как на занятиях, так и вне занятий. После того как игра выучена детьми, она переносится в самостоятельную музыкальную деятельность детей.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основные задачи детского танцевального творчества этого возраста направлены на:

Продолжение формирования навыков ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

Умение самостоятельно менять движения в соответствии с 2х-3х частной формой музыки;

Совершенствование танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах;

Умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах;

Умение импровизировать с условием запаса устойчивых двигательных навыков в области музыкально - ритмического движения.

На занятиях, с помощью игровых методов и приемов, необходимо обратить внимание ребенка на характер музыки, добиться более выразительного и эмоционального исполнения. Использование яркой атрибутики сопутствует повышению качества движения, дополняет эмоциональный настрой. Это могут быть танцы с предметами на музыку разного характера («Танец с игрушками», «Танец с цветами», «Танец с платочками», и т.п.).

В этом возрасте детей уже можно учить инсценированию несложных песен и плясок, при этом необходимо вызвать желание у детей проявить свою творческую активность с помощью вышеуказанной атрибутики, состоящей из шапочек, ленточек, и т.д. («Лиса и гуси», «Воробей»).

Старшая группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Важное место продолжает занимать музыкально-дидактическая игра, направленная на умения воспринимать и воспроизводить высоту, тембр и движение музыкальных звуков.

Главной задачей в этом возрасте является:

Научить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера;

Самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов («Кот Васька», «На горе –то калина»).

Репертуар может быть самым разнообразным, главное, что разучивание проходит со взрослыми на занятиях, а потом дети играют в нее самостоятельно друг с другом («Узнай песню по вступлению», «Сколько нас поет?», «Игра с бубном» и др.)

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

В этом возрасте развитие танцевального творчества детей направленно на выполнение таких задач, как:

Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;

Умение самостоятельно менять движения в соответствии с 3х частной формой музыкального произведения и музыкальными фразами;

Умение выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг по всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении;

Умение ориентироваться в пространстве;

Умение выполнять простейшие перестроения;

Знакомство с русским хороводом, пляской, танцами других народов. Методика обучения направлена на развитие музыкального восприятия, на формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям, и на умение двигаться легко и пластично, получая от этого удовольствие.

Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения элементов движений танца («плавные руки», «кто лучше скачет», «шаг и бег»), плясок, хороводов, а также танцевально-игровое творчество. При этом следует следить за осанкой, координацией движений рук и ног, взаимосвязью движений с музыкой, пластичностью, четкостью и легкостью движений. Для преодоления детьми чувства собственной неумелости помогают образные ситуации, например, они не просто ходят в полуприседе, а «идут по низкому проходу, держа в руках фонарик», и т. д.. Помимо упражнений можно использовать сюжетные (под пение или инструментальную музыку, например «Ворон», р.н.п.) и не сюжетные игры (есть правила, задания, элементы соревнования, например «Игра с бубном» муз. М.Красева).

Для активизации творческих проявлений немаловажное значение отводится инсценированию песен и хороводов, которое требует от ребенка умения выразительно двигаться и танцевать. В целях его развития используются творческие задания, которые содействуют продумыванию комбинаций танцевальных движений (хитрая лиса, идущий медведь, и др.)

Подготовительная группа. МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Основные задачи:

Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (лыжник, наездник, рыбак), образы животных (сердитый козлик, ласковый котик);

Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

Выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов;

Стимулировать развитие фантазии, воображения;

Содействовать проявлению самостоятельности и активности

В этом возрасте музыкально-игровое творчество является эффективным средством формирования:

Звуковысотного («три поросенка»),

Ритмического(«узнай песню по ритмическому рисунку»),

Тембрового («угадай на чем играю»), динамического («громко-тихо запоем»),

И гармонического слуха («какие инструменты звучат»).

Данный вид детского творчества в подготовительной группе опирается на разыгрывании инсценировок, сказок на основе фиксированного сюжета, при этом перед импровизацией необходимо проанализировать музыку и рассказать о персонажах, после чего детям предлагается пересказать сюжет в движениях, полностью придуманных детьми (например «Волк и семеро козлят» муз. А.Рыбникова).

Эти игры разучиваются на занятиях и переносятся в самостоятельную игровую деятельность.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Развитие детского танцевального творчества в этом возрасте нацелено на импровизацию и самостоятельную деятельность. Задачи, которые, стоят перед музыкальным руководителем требуют решения путем обучения:

Выразительным и ритмичным движениям в соответствии с разнообразным характером музыки;

Сочинению и исполнению парного танца;

Сочинению танца по данному плану;

Импровизации пляски, с использованием знакомых элементов народного танца;

Придумыванию вариантов образных движений, свободного танца (классического, народного, современного).

В работе над движением уместно развивать детское творчество, используя различные приемы, например, прослушивание музыки, определение ее характера, настроения и формы. Методом анализа и сопоставления контрастных и сходных структур (оттенков, темповых изменений и др.) музыкального произведения педагог оказывает содействие в передаче детьми своих эмоциональных переживаний через движения, и развитию способности владеть своим телом.

Эффективны упражнения с воображаемыми предметами, упражнения на угадывание, что показывает мальчик, а что девочка («Танец с колосьями», муз. И.Дунаевского). Упражнения «Передача платочков» поможет развить гибкость, устойчивость и слитность движений, ритмическую четкость движений, подготовить к исполнению плавных движений.

Не менее важным остается проблема выбора приемов и методов обучения, призванных создать на занятиях атмосферу увлеченности. Здесь можно использовать игровой метод, например, упражнение «Поедем на каток», согласно которому дети должны изобразить, как они едут, передавая характер движения, а затем показать, как катаются на коньках.

Методом обсуждения можно добиться выполнения задания на сочинение парного танца, нужно научить детей договариваться кто и что будет делать и на какой фразе будет происходить смена движений (хлопать, топать, кружиться и т.д.), но перед этим необходимо прослушать и проанализировать характер и форму музыкального произведения. В качестве репертуара предлагаются «Парный танец» латыш. нар. мелодия, «Плясовая», муз. Т. Ломовой и др.

Разделы: Работа с дошкольниками

Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус ребенка, улучшается осанка. Всё это создает у детей радостное и бодрое настроение. При выполнении ритмических движений дети проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуют свои творческие способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства.

Более 20 лет работая с дошкольниками, углубленно внедряя данную тему, уже с ясельной группы начинаю работать над плавностью рук, учу передавать элементарную ритмичность в основных, образных и танцевальных движениях. На занятиях и в свободной самостоятельной деятельности детей помогаю детям ориентироваться в образных движениях, танцевать с предметами, нацеливаю на творчество, ставлю детей в такие условия, когда они должны проявить активность, находчивость, инициативу, решительность. Любое занятие, выраженное через игровые моменты, становится интересным для детей, будит их воображение и нацеливает на творческое начало. На любом занятии можно «полететь» на ковре-самолете или облаке, встреть какой-то интересный образ (будь то, животное или солнечный зайчик) и передать все это в движении, фантазируя и сочиняя. Иногда такие игры в «Сочинялку» рождают интересные сказки и разные образы. В тесном контакте работаю с воспитателями, специалистами по физвоспитанию, родителями, которые помогают:

  • не тратить на занятиях время на разучивание элементарных движений (поскоков, прыжков, легкого бега и т.д.);
  • более основательно послушать музыкальные фрагменты к данным образам, танцам, сюжетам, движениям;
  • провести беседу о прослушанной музыке (если необходимо, сделать рисунки);
  • выучить необходимые слова, стихи к данному образу;
  • подготовить атрибуты, костюмы.

Согласитесь, что это очень большая помощь! Зато высвобождается время для работы над пением, движениями и другими видами деятельности.

Основное моё требование к качеству движений – это их слитность с музыкой. Чем качественней эта слитность, тем точнее движения передают развитие музыкальной речи, тем музыкальнее, выразительнее ритмические движения. У музыки и движения есть много общего: это темп, динамика, ритм, художественный образ. Поэтому так важно тщательно подбирать музыку для создания образов, которая не только должна нравиться ребенку, побуждая его к движению. Музыка должна быть понятной детям, разнообразна по жанру, стилю исполнения и, конечно, художественно-этична.

Дети узнают, что движения должны соответствовать характеру музыки, а выразительность музыкально-игрового образа зависит от того, в какой степени их движения соответствуют всем особенностям музыки, развитию музыкальных образов. Особое внимание уделяю музыкально-танцевальному творчеству детей. Без этого творчества немыслима работа над эмоциональностью, выразительностью образов в танцах.

Музыкально-танцевальное творчество проявляется в сочетании детьми знакомых элементов танца, в импровизации собственных движений, в сочинении простого танца, в этюдах-придумках. Например, я задаю пресловутое задание: импровизация танца Осенних листочков и эта импровизация может превратиться в сочинении новой сказки в движениях: здесь появляются не только листики, но и ветер, деревья, пеньки и коряги, дождик и лесные обитатели (от знакомых лисичек, медведей до муравьев и букашек). Дети очень любят фантазировать, важно только дать им толчок, давая всякие задания, нацеливая их на этюды. Ребята вначале осваивают элементарный язык жестов («прошу», «не надо», «иди скорей» и др.), характерные движения людей («плаксы» или «веселого клоуна»). Через этюды, творческие задания и игру дети проявляют свои способности, сочиняют и импровизируют, если у них есть багаж музыкально-ритмических движений. Поэтому много внимания уделяю развитию основных движений, упражнений на развитие мышечного чувства, развитию чувства ритма, координации движений. Часто использую на занятиях и в самостоятельной деятельности разминку-игру. В ней сочетаю, как упражнения для различных мышц рук, ног, головы; разные виды ходьбы, прыжков, бега, так и элементы народных и современных танцевальных движений, ориентировку в пространстве. Всё это, конечно, провожу через игру (например, «Веселый поезд» с интересными станциями-остановками, игры-путешествия; игры-приветствия и т.д.). В подготовительных упражнениях дети накапливают опыт связи музыки определенного характера с различными движениями, опыт выразительных жестов и мимики. А без этого невозможно детское творчество. Здесь необходимо помнить о том, что во время творчества детям, на мой взгляд, нельзя делать замечания (кто лучше исполнил, кто не смог придумать и др.). Главное, «не спугнуть» творческое начало ребенка, пусть самое неумелое и «корявое», не устраивать «соревнования» по творческим навыкам. Пусть ребенок получает удовольствие, что он двигается под музыку, сочиняет сам! Можно только помочь выбрать правильный цвет платочка, шарфика, цветочка, который поможет данному образу, полетности мелодии и т.д. Большим подспорьем служат костюмы, добавляя и украшая образ. Люблю использовать в работе не конкретные костюмы («Бабочки», «Клоуны», «Снежинки»), а «собирать» костюм из отдельных элементов (пелерины, юбочки, рукава на резинке, крылья, шляпки и др)., из которых дети сами составят свой образ.

Подготовкой к музыкально-двигательному творчеству признано обучение детей танцам и отдельным движениям. Все детские танцы можно поделить на несколько типов.

На долю первого приходится большая часть репертуара. Это пляски, подобные народным бытовым танцам, которые исполняются, как правило, в круговом построении, часто парами. Главное достоинство этих детских плясок в том, что они построены на движениях народного танца. Своеобразная форма и значения позволяют создавать интересные и содержательные композиции (например, танец «Балалайка», танец «Веселые ребята» и др.). В процессе разучивания народных танцев, я провожу предварительную работу: в так называемую, разминку включаю блок народных движений. Чем больше диапазон движений у детей, тем интереснее творчество свободного танца, которое я даю через 2-3 занятия овладения народными движениями. Дети сами предлагают свои придуманные движения. Затем я разучиваю танец, где использованы уже знакомые движения. Так, ребята с большим вниманием слушают рассказ об эпохе танца (как двигается девочка в танце – показ ее стати, плавности, величавости, и как двигается мальчик – он демонстрирует удалость, гордость), здесь уместно чтение стихов, прибауток, потешек.

Другой тип плясок – это так называемые, образные или характерные танцы (например, Петрушек, Снеговиков и др.). В них, благодаря наличию конкретного образа и преимущественному использованию изобразительных движений, характерных для пластики того или иного персонажа, происходит определенное перевоплощение, которое оживляет исполнение детей и наполняет его некоторым смыслом. В творческих танцах подобного типа для детей и творчества остается лишь сфера индивидуальной манеры воспроизведения того или иного образа. Например, перед разучиванием танца Клоунов, я даю детям задание: показать движения, характеризующие этот образ, его настроение, мимику. Так, при творческом этюде рождается будущий танец из движений, придуманных детьми. Тоже можно сказать и о многих других танцах: «Танец Фонариков», «Фрейлин с веерами», «Воробушков», «Золотых рыбок» и др.

Существует такая разновидность творческих танцев, как танцы с сюжетным построением – это очень яркая форма художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей, как исполнителей, так и зрителей. Привлекательность его обусловлена образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общению между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в танце создается игровая ситуация, которая побуждает детей к музыкально-двигательному творчеству. Сюжетное развитие помогает ребенку увидеть в танце особую форму повествования и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание.

Подготавливая детей к исполнению, например, танца «Чарльстон», я рассказываю о времени этого танца, характерных движениях, которые танцевали наши прабабушки, и выдумываю интересную историю, раскрывающую сюжет танца. Дети живо откликаются на своеобразный «диалог» танца своими движениями. Так появляется интересный и кокетливый танец. Также ребята любят рассказ о плавании моряков в далекие страны, их отдыхе на палубе корабля – в танце «Морячка»; с удовольствием дети изображают «Барышень и гусаров», а также подражать великому комику в танце «Чарли», а танец «Маленькая страна» они готовы танцевать несколько раз подряд, при этом напевая любимую песню.

Следовательно, особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития у детей музыкально-двигательного творчества. И, как результат, танцевально-ритмическая деятельность детей проявляется на вечерах развлечения, утренниках и других формах досуга.

К постановке детского танца стараюсь подходить дифференцированно, согласно возможностям и желанию самих детей, а также исходя из задач педагогического процесса, сезонных требований и обстановки. Так, например, слушая классическую музыку, появляются танцы «Фонариков», «Фей», «Танец феи леса и пажей», «Фрейлин с веерами» и др., дети сами фантазируют свой танец Принцесс на музыку «Менуэта» Боккерини. Играя в оркестре на детских инструментах под русскую народную музыку, ребята готовят ритмический рисунок будущего «Танца с ложками», «Танца с бубнами». В игровой деятельности они используют образные движения, жесты, пантомиму, мимику, этюды, которые затем помогают в создании танцевального сюжета. Многие музыкально-дидактические игры нацелены на развитие ритмического слуха («Ритмическое лото», «Повтори ритм», «Цыплята и петушок», «Веселый кубик» и др.), а также на развитие образного мышления и творчества («Фантазия», «Сочиняйка»), танцевального творчества, логики, мышления, быстроты реакции («Замри», «Покажи сам»), пение помогает раскрыть сюжет танца, его колорит, показывает раскрытие творческого потенциала ребенка. Очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности.

Следовательно, одно музыкально-двигательное творчество не может решить задачи музыкального воспитания. Это возможно только в комплексе различных форм и видов музыкальной деятельности, тесно связанных между собой: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры. Представленная схема (Рисунок) «Музыкально-ритмические движения» дает полную картину разнообразия форм работы по данной теме.

В процессе организации праздников и развлечений и углубленной работы над темой, мною разработано пособие («Танцевальная карусель»), где представлены более 60 авторских танцев и музыкально-ритмических композиций. Данный материал (1 часть) был представлен на II Всероссийском фестивале дошкольников и младших школьников «Понарошкин мир» в 2002 году и получил диплом и звание лауреата в номинации «Образовательный проект».

В Приложении представлены лишь некоторые танцы из сборника «Танцевальная карусель». Работа над танцами не окончена, она продолжается. Дети, которые приходят и через несколько лет выпускаются в школу, дают мне новый полет фантазии для творчества. Надеюсь, это еще долго продлится, чего и всем желаю.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №1»Аленушка»

Обобщение педагогического опыта

музыкального руководителя

« Развития творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности »

Составитель:

музыкальный руководитель

Татаринцева И.В.

г.Жердевка 2018

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»

А.И. Буренина.

1. Введение

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности. Именно хореография является таким универсальным средством воспитания широкого профиля детей. Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности. Занятия танцами способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

2. Актуальность

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

Цель:

Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики, приобщить детей к искусству танца, развить танцевальные и музыкальные способности.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией).

Научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;

Научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;

Обучить основам импровизации.

Развивающие:

Развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

Формирование художественного вкуса;

Развитие выразительности движения;

Развитие координации движения.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям ритмикой;

Психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;

Воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;

Развитие мышления, воображения, познавательной активности.

3. Новизна педагогического опыта

Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими способностями.

В моей работе были применены следующие принципы педагогического опыта:

    Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

    Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

    Последовательность - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;

    Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно –образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей, родительские собрания).

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях.

Традиционные технологии образования основной единицей учебного процесса имели индивидуальные занятия и репетиция, которые в основном носят репродуктивно-практический характер и прежде всего освоение концертного репертуара.

Современные технологии и содержание обучения ориентируется прежде всего на содержание образования посредством репертуара. Особенностью современного образования является и ориентация на проведение диагностики результативности обучения, воспитания, развития учащихся и качества образовательного процесса.

При таком подходе репертуар выступает средством обучения, а его освоение определяет формы, методы и технологии обучения и воспитания.

К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.

Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию хореографического искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого поколения; методы создания художественной среды средствами танца.

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

    Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.

    Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.

    Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на занятиях.

4. Теоретическая база

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

5. Технология реквизитного украшения танца

Хореографические постановки полны творческих задумок, которые

требуют для передачи образа использование реквизита. Так для танца «Капитошка» потребовалось очень много объемных цветов на голову, которые были сделаны из обыкновенных полиэтиленовых пакетов мною и сотрудниками детского сада. Для постановки танца «Восточные красавицы» многие родители сами сшили костюмы, что придало яркость и оригинальность выступлению детей. Для танцевального номера «Клоуны» потребовалось каждому участнику купить колпачок, а более заинтересованные родители нарядили своих детей еще в костюмы и носики. Таким образом, можно сделать вывод, что без помощи родителей и коллег в подготовке и изготовлении реквизита не обойтись.

6. Педагогическая идея

Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.

7. Эффективность педагогического опыта

В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:

Групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей;

группа может насчитывать от10 до12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

Коллективная форма (такая форма применяется для проведения

сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например,

задействовано несколько возрастных групп);

Индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Все эти формы занятий способствуют эффективной работе хореографического коллектива в достижении высокого творческого результата.

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования района.

8. Результативность опыта

Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод – развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагогики. Если на уроках педагогом создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей учащегося, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью.

По наблюдению воспитателей заметные изменения произошли в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы. Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появилось больше самостоятельных решений; в движениях и позах стал проявляться характер музыки; позы стали выразительными.В средней, старшей, подготовительной группе положительные изменения произошли во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей.

Об успехах детей свидетельствуют выступления детей на утренниках и развлечениях перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; высокая посещаемость занятий; активное участие детей на родительских собраниях.

9. Заключение:

На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет

успешной и плодотворной.

Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.

День прошёл зря, если я не танцевал.
Фридрих Ницше