Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях доу. Нравственное воспитание дошкольников Нравственное воспитание детей дошкольного возраста актуальность

Надежда Григорьева
Эссе-размышление «Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников»

I. Введение.

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание В. В. Путина :

«Для гражданина России особенно важны моральные и духовно-нравственные устои . Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете».

Как отмечает О. С. Абрамова : «Нация, утратившая свою духовно-нравственную , национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории». Чувствуется, что молодежь страдает от дисгармонии внутреннего мира. Казалось бы, люди свободны, у них есть права, они защищены законами. Но чувство покоя они не испытывают. Напротив, их все время что-то тревожит. Они чаще думают о своих правах, забывая об обязанностях.

Молодежь не уступает старшим место в общественном транспорте, старшее же поколение больше занято собой (карьерой, личной жизнью, чем заботой о внуках. И все это происходит, потому что утеряны ценности, забываются традиции. А такие слова как, верность, честность, патриотизм могут попасть в список устаревших слов.

Цель исследования состоит в теоретическом изучении вопроса духовно-нравственного воспитания дошкольников , в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей о социально-коммуникативном развитии.

Задачи исследования :

1)Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

2) Повысить личную компетентность в данном вопросе.

3)Поиск путей решения задач по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .

Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались : Б. Г. Ананьев, Е. А. Аркин, В. Г. Белинский, Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова, А. В. Запорожец, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

В современном мире лучшим инструментарием для решения задач социально-коммуникативного развития является программа «Социокультурные истоки» , авторами которых являются Кузьмин И. А. и Камкин А. В. Для дошкольного возраста разработали программу Абрамова О. С., Балашова И. Ю., Бойцова И. Ю., Горшкова Л. И., Губина Е. А., Кудряшева Н. С., Твардовская Н. Ю. – педагоги ДОУ №99 г. Вологды, ДОУ №91 п. Молочное, №65 г. Череповца.

II. Основная часть. Значение программы «Социокультурные истоки ДО» .

Хочется упомянуть о введении федерального государственного образовательного стандарта, и какое место уделено в нем социально-коммуникативному развитию.

В пункте 1.4. указаны основные принципы дошкольного образования , одним из которых является :

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Как отмечено в ФГОС в пункте 1.6. стандарт направлен на решение следующих задач, в том числе :

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Также в пункте 2.6. отмечено что, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. И на первом месте стоит социально-коммуникативное развитие. Это о чем говорит? Да о том, что духовно-нравственному воспитанию нужно уделить больше времени, чем когда-либо.

Почему же такой интерес к социально-культурному развитию? Ответ простой. Российское общество переживает духовно-нравственный кризис . Как отмечает О. С. Абрамова, дело в том, что «духовное здоровье нашего общества подорвано как минимум на долгие десятилетия ежедневным торжеством и безнаказанностью зла, внедрением в сознание нации установок на относительность всех ценностей, неопределенность и размытость нравственных законов, которые формируются в сознании народа на протяжении столетий». Но это не приговор, нам с вами придется скорректировать это направление.

Один из способов, как исправить это ситуацию – это колоссальная работа социальных институтов по возрождению утерянных традиций и ценностей народа. Первый социальный институт – это детский сад. То, что мы заложим в душу ребенка с самого раннего возраста, проявится в будущем. И наше будущее на прямую зависит от наших детей, будущего поколения.

Воспитание души ребенка – это основа нравственных ценностей будущего взрослого человека. Формирования навыков, умений можно добиться и в будущем, но воспитание внутреннего мира – человечности, необходимо заложить в дошкольном возрасте . Потому что общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах.

Основа духовно-нравственного воспитания это культура и традиции нации. В дошкольном возрасте задачи по социкультурному развитию мы можем решить посредством фольклора, через устное народное творчество. Не секрет, что потешки, прибаутки, считалки, загадки, пословицы и поговорки позволяют нам знакомить детей своей культурой. Рассказать детям на понятном языке, где добро и зло, что, прежде всего, ценно в человеке.

Формирование основ целостного духовно - нравственного и социального развития личности ребенка - дошкольника ;

Приобщение его к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно - нравственных традиций народа;

Развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей;

Создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе.

Данная программа подразумевает, что мы должны её реализовать совместно с семьёй, и все задачи у нас должны решаться с любовью, и только с любовью. Так говорит, О. С. Абрамова, автор программы, и с ней я не могу не согласится. Только при соблюдении этих немаловажных факторов, мы можем добиться высоких результатов.

III. Заключительная часть

Итак, мы можем проследить, что программа «Социокультурные истоки» - это прекрасная возможность решения задач, указанных во ФГОС. Ведь в целевых ориентирах указано :

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Мы можем предположить, что решение лишь познавательных задач, без учета таких нравственных чувств, как милосердие, совесть, сопереживание другим людям, родному дому, природе, добросердечность, любовь, вера, без личностного роста, вряд ли сможем получить вышеуказанный портрет выпускника детского сада.

К сожалению, родители отправляют детей с самого раннего возраста в кружки, где их учат рисовать, писать, считать. А о внутреннем развитии ребенка забывают. Потом же удивляемся, почему же наши дети выросли такими малодушными, эгоцентричными и безразличными к бедам других. Дело в нас самих. Поэтому будем вместе с детьми работать и расти духовно .

Педагог просто обязан дать детям положительный опыт и должен помнить, что добро можно сеять лишь с любовью. В конце концов, сколько ли мы не пытались воспитывать детей , они все равно будут похожи на нас.

Мы должны показать всю красоту земли нашей, подвести их к пониманию, что мир добр. А делаем его добрым мы сами.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/[Текст]/ утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155.

4. http://gov.cap.ru/userfiles/orgs/grvid_121/banner/banner_2015/istoki/vestnik.pdf

5. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=2035875

Кистер Г.Н., дошкольное структурное подразделение (филиал) МБОУ «СОШ с.Таловка Калининского района Саратовской области».

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

«Воспитание – великое дело;

им решается участь человека».

В. Белинский

Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.

Наиболее важной, на мой взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Так же среди основных проблем духовно-нравственного воспитания детей выступает недостаточное кадровое обеспечение. Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращены, в детском саду их просто нет. Выход из этой ситуации только один – расположить к себе ребенка самостоятельно без помощи психологов, сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. В своей работе с детьми я не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с ними, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть секрет воспитателя. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный.

Немаловажной проблемой в духовно-нравственном воспитании является проблема политическая. Государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую.

И наконец, среди основных проблем можно выделить отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Да, каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Список литературы

  1. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.
  2. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете// Психологический журнал, 2004. N 5.
  3. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011.
  4. Данилюк, А.Я/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение,2010.
  5. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников /под ред. А.Я. Данилюка - М.: Просвещение, 2011.
  6. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000
  7. Оболонский А. В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире// Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.

Григорьева Г.Г. кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой теории и методики дошкольного образования Нижегородский институт развития образования

Нижний Новгород, Россия

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Аннотация: Статья посвящена одному из магистральных направлений модернизации дошкольного образования - духовно-нравственному воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста. В статье анализируются проблемы, поясняются возможности их успешного решения именно в дошкольном детстве; раскрываются задачи, принципы, содержание, формы и методы развивающего взаимодействия взрослых с детьми, направленного на духовно-нравственное развитие дошкольников, и возможные позитивные результаты этой деятельности.

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленности, и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, Отечества.

Деформация нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе; стихийно складывающееся понимание «свободы» как «вседозволенности», а «разумного контроля» как «цензуры»; некритичное заимствование зарубежного опыта и ценностей, не

соответствующих менталитету российского народа; как следствие, возникновение в обществе феномена бездуховности - всё это факторы, усиливающие актуальность проблемы.

В этих условиях «...образованию отводится ключевая роль духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочению перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны»1 (стр. 4-5) То есть, объективная необходимость и востребованность незамедлительного решения проблемы - главное основание, актуализирующее повышенное внимание к ней в сфере образования.

Другим основанием являются благоприятные возможности и необходимость начинать ее решение в раннем и дошкольном возрасте. Пластичность нервной системы человека в раннем и дошкольном возрасте, способность к подражанию, как один из механизмов саморазвития и основа зарождения способности к идентификации, эмпатия, образное мышление, активность воображения, эмоционально-окрашенное поведение, деятельное отношение ребенка к миру - всё это благодатные предпосылки нравственного (или безнравственного) развития человека. И начинается этот процесс с рождения, с элементарного чувства привязанности к матери.

Однако современная система образования вообще и дошкольного в частности не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребенка по ряду причин. Не способствует успешности работы нравственное состояние современного общества. Другие причины находятся в самой системе образования. Одна из них - несогласованность, а нередко и несовместимость различных методологических позиций при решении проблемы, в частности, трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования.

1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. 23 с.

Очевидно, необходимо объединить каноны светского и религиозного воспитания в стремлении сохранить чистоту детских душ, проясняя образ Божий в каждом ребенке, с точки зрения православия, и целенаправленно содействуя становлению и развитию духовного мира ребенка в соответствии с нравственными идеалами, ценностями, принятыми в обществе, - с позиций светского образования. Основанием такого интегративного подхода к решению проблемы является, на наш взгляд, наличие общих позиций в понимании и трактовке многих проблем развития личности. Одна из сущностных общих позиций заключена в понимании развития личности, как саморазвития. То есть, и православное и светское воспитание признают главным, определяющим в развитии личности фактор саморазвития, самостроительства, самосозидания своего внутреннего мира на основе свободного выбора, рефлексии, самокоррекции образа «Я» в соответствии с системой ценностно-нравственных ориентиров, принятых человеком. Вопрос состоит в том, какие ценности будут приняты человеком. Выявление, осмысление и практическая реализация этих связей - одна из задач и теоретическая основа разработки содержательных и методических аспектов интегрированного образовательного процесса.

Другая причина малой эффективности образовательного процесса заключается в доминировании знаниевой парадигмы в решении проблемы и слабое внимание к формированию соответствующих чувств и поступков. Это не способствует целостному развитию духовного мира ребенка, вносит диссонанс в целостное развитие когнитивной, эмоциональной, волевой сфер его личности и проявляется в рассогласовании знаний, чувств и поступков ребенка в поведении, в деятельности.

Очевидны и низкая компетентность взрослых в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей; слабая взаимосвязь деятельности разных субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур); отсутствие системы в работе; недостаточно высокий уровень духовно-

нравственного развития взрослых, взаимодействующих с детьми (педагогов, родителей и др.)

Главным ресурсным условием решения данной проблемы является взрослый человек, компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.

Таким образом, налицо противоречие между острой объективной необходимостью и востребованностью решения проблем духовно -нравственного развития человека, благоприятными возможностями для этого в раннем возрасте, с одной стороны, и поверхностной их реализацией в системе дошкольного образования - с другой. Положение усугубляется малоинформативным представлением проблемы духовно-нравственного воспитания в современных нормативных документах по дошкольному образованию, включая ФГТ.

Базовые национальные ценности духовно-нравственного развития и воспитания детей заданы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В ФГТ к дошкольному образованию базовые национальные ценности не представлены в явном виде, они содержатся в контексте документа: частично в социальном портрете ребенка, в содержании образовательных областей, целях и задачах некоторых из них. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основаны на традиционных источниках нравственности: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

При наличии разнообразных определений духовности человека наиболее адекватным, на наш взгляд, смыслу современного образования человека может быть понимание духовности «... как высшего уровня развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности».1 Это способ существования человека,

достигшего личностной зрелости. В этом определении задан высший уровень, идеал, к которому надо стремиться. Содействие становлению способности к саморегуляции, самоуправлению, саморазвитию человека в соответствии с высшими духовно-нравственными ценностями и есть главная цель духовно-нравственного воспитания поколения.

Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей: содействие развитию у детей дошкольного возраста основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:

1Краткий психологический словарь -Ростов-на- Дону: «Феникс». Л,А,Карпенко, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1998

1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла, как основы саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую.

2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.

3.Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)

4. Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:

4.1. Разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к

святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, со-радование, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение).

4.2. Культуры их выражения ^вербальные и невербальные приемлемые способы выражения, управление эмоциями/

4.3. Способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

4.4. Развитию эмоциональной децентрации ^воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать в своем поведении).

4.5. Становлению и развитию предпосылок гражданских и патриотических чувств.

5. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).

6. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка: предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести.

7. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.

Принципы духовно-нравственного воспитания и развития детей

1.Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка. В психологии категория «развитие» трактуется как созревание; - развитие как искусственная, специально конструируемая «деятельность развивания»; -развитие как саморазвитие «. как фундаментальная способность человека

становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни. И с этой точки зрения подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых (и в этом смысле сущностным) является саморазвитие» . Специально организованное образование детей раннего и дошкольного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка, в тоже время отвечающим запросам социума и ориентированным по возможности на развитие способности к самообразованию, саморазвитию. В области духовно-нравственного становления личности механизмы саморазвития главные, ключевые. Безусловно, в дошкольном возрасте возможности к осознанному, целенаправленному саморазвитию ограничены, однако и подражание другому, и выбор цели, средств ее достижения, и элементарные рефлексивные действия, оценка и самооценка, постепенно подчиняются правилам, нравственным ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи, ДОО в детско-взрослом, детском сообществах. По мере развития общей произвольности, воли эти возможности к саморазвитию возрастают, одновременно и в духовно-нравственном поведении формируются произвольность и воля.

2.Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса. Объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).

3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации

4.Личностно-ориентированный подход предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие; стремление взрослого быть значимым для ребенка, приоритет субъект - субъектных отношений, диалогического общения.

5.Индивидульно-дифференцированый подход. Индивидуальный подход детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный - с учетом семейных, национальных традиций и т.п.

6.Деятельностный подход реализуется в развитии ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности; содействии появлению у ребенка в их условиях субъектной позиции в нравственном поведении.

7. Принцип культуросообразности как следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, предполагает воспитание с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.

8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

9. Принцип идентификации - отождествление себя со значимым другим, стремлением быть похожим на него. Соотнесение собственного поведения с нормой, правилом и т.п.

творчество», «Музыка». Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных процессах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, с использованием развивающих технологий и методик. Это проектирование, экспериментирование, занятия разных типов и видов, игры сюжетные и с правилами, элементы ТРИЗ, проблемные ситуации и т.п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность. В связи с этой особенностью интересны идеи, выделяемые Е.О.Смирновой: в общении ребенок осваивает не только культурные образцы, но и мотивы новых видов деятельности. Ценностные, мотивационные уровни деятельности осваиваются только через другого, через взрослого. Способ передачи новых мотивов имеет свою специфику: через эмоциональное заражение, вовлеченность, создание общего смыслового поля.

Эффективность специально организуемой деятельности «развивания» в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания), но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия. Полагаем, что термин «совместная деятельность» следует рассматривать в более широком контексте. Он применим и относительно самостоятельной деятельности ребенка, в которой

также необходимо разумное, развивающее детей соучастие взрослого. Просто там другие способы совместности: косвенные - целенаправленное создание взрослым предметной среды; установление связей самостоятельной деятельности детей с содержанием и формами работы всего образовательного процесса, например, использование детских рисунков, поделок, выполненных в самостоятельной деятельности, в играх, на других занятиях и т.п.; прямые - педагогически оправданная и естественная реакция взрослого на содержание, успехи, затруднения ребенка в самостоятельной деятельности в виде поощрения, удивления, готовности прийти на помощь; сотрудничество как ответ на инициативную активность ребенка, позитивный отклик на высказанную потребность ребенка в сотрудничестве: совете, практической помощи, поощрении, защите и т.п.

Идея интеграции содержания, разных форм, методов, совместной деятельности субъектов образовательного процесса распространяется и на взаимодействие ДОУ и семьи. Образовательный процесс не ограничивается пространством ДОУ, если родители - равноправные его субъекты. Полагаем, что расширительное толкование сущности совместной деятельности применимо и для характеристики образовательного процесса в условиях семьи. Разница лишь в социальном окружении, составе детско-взрослой общности. В семье у ребенка другие партнеры, другие субъекты образовательной деятельности.

Индивидуальная деятельность детей

Деятельность «рядом»

Взаимодействие в малой группе

Каковы возможные результаты духовно-нравственного развития ребенка к концу дошкольного возраста?

В связи с этим нам представляется весьма важной позиция известного психолога В.И. Слободчикова. Рассуждая о преемственности (непрерывность образования и развития), он замечает, что прежде чем говорить о развивающем образовании, надо иметь представление о «норме развития» на разных возрастных ступенях. А «... норма - это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка, при соответствующих условиях» . Прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития мы рассматриваем как ориентир воспитания, мера приближения к которому у детей будет различна, так как духовно-нравственное развитие зависит от очень многих факторов. Важна, на наш взгляд, позитивная динамика в развитии ребенка.

Прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития ребенка старшего возраста:

рассматривание

предметов, картин

предметная

деятельность

изобразительная

деятельность

конструирование

Наличие первичных духовно-нравственных представлений о

духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;

Наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему: (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения;

Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями:

Воспитанник самостоятельно применяет усвоенные правила; владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Воспитанник преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;

Воспитанник способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей.

Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями-

воспитанник задает вопросы взрослому, экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении. способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью.

Возникновение предпосылок рефлексивных способностей,

позволяющих осознавать свое «Я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями - воспитанник знает собственные достоинства и недостатки

пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с правилами, нормами; определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, в отношениях со сверстниками, близкими людьми; осознает свое эмоциональное состояние; имеет свою позицию, может обосновать ее.

Развитие способности управлять своим поведением и планировать действия - поведение воспитанника преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; ребенок старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно.

Один из сложных вопросов духовно-нравственного воспитания -мониторинг эффективности образовательного процесса. Интересны подходы к решению этой проблемы в работах Абраменковой В.В. . На наш взгляд, педагогическое наблюдение за ребенком в естественных и специально создаваемых ситуациях, позволяют увидеть динамику нравственного развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании - Сборник материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции / Воспитание и обучение детей младшего возраста - М., 2011. с. 151-169

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011

3. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в новой редакции)

4. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989, №

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008 г.)

6. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдения за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду, 2005. №3, №4

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (вступил в силу: 16 марта 2010 г.)

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 мая 2010 г. №2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (вступил в силу 20 июля 2011 г)

9. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. - 2-е изд., переработ. и допол. - Биробиджан: Издательство БГПИ, 2005, 272 с.

10. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: «Владос», 2008

11. Сайт http://www.portal-slovo.ru/

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988

Нравственное воспитание дошкольников волнует педагогов, психологов, философов, социологов с античных времен. С каждым столетием ученые, обеспокоенные безнравственностью молодежи, постоянно разрабатывают новые методы борьбы с ней. При этом со сменой общественных ценностей меняется и «нравственный» запрос. Например, в коммунистическое время приветствовались альтруисты, трудяги, щедрые коллективисты, а с приходом капитализма выдвинулись инициативные предприимчивые личности.

Актуальность нравственного воспитания детей

Общепринятый факт состоит в том, что обучить нравственному воспитанию невозможно. Привитие нравственных норм, привычек, качеств, поведения происходит за счет индивидуальных личностных особенностей. Взрослого перевоспитать невозможно. Он сам принимает для себя те или иные принципы нравственности.

Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей.

И все же, чем младше ребенок, тем больше он открыт к окружающему миру. Уже доказано, что личность формируется к пяти годам (о чем писал советский педагог Макаренко). Но дошкольный и младший школьный период остаются наиболее гибким, благоприятным периодом в формировании нравственных норм.

Нравственное воспитание дошкольников

Данный процесс рассматривают с разных точек зрения:

  • нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, здании, за столом);
  • моральные нормы по отношению к людям;
  • духовная составляющая;
  • патриотические чувства;
  • личностные качества.

Нравственное воспитание дошкольников происходит комплексно, то есть на каждом занятии педагог наблюдает за детьми, корректирует их поведение. Проблемные ситуации проигрывают в сюжетно-ролевых играх, обсуждают на примере литературных произведений, прибегают к помощи психолога и родителей.

В зависимости от требований программы и методов педагоги выделяют те или иные аспекты нравственности: например, развитие нравственных чувств через труд, игру, а также патриотическое, экологическое, религиозное, эстетическое воспитание.

Сейчас также уделяют внимание не только развитию коллективизма, но и личности. Ребенок должен уметь общаться с другими людьми, но при этом отстаивать свое мнение, не давая другим «задавить» себя. Поэтому чаще педагоги в своей деятельности прибегают к личностно-ориентированной теории Сухомлинского.

Проблема нравственности младших школьников

Нравственное воспитание школьников в начальных классах основывается на авторитете учителя. Его личностные качества и поведение копируются детьми бессознательно. Начальные классы - это важный период в становлении нравственной личности ребенка. В коммунистическое время утро начиналось с коллективной линейки, где обсуждались положительные и негативные моменты из жизни школы. Весь день был построен на коллективных мероприятиях, внеклассных беседах, призванных воспитать гармонично развитую личность.

Сейчас любое обсуждение проступка школьника воспринимается как унижение личности. Родители сразу обращаются с жалобами в министерство образования и прокуратуру, не вникая в ситуацию. Педагоги стали рассматривать нравственное воспитание младших школьников поверхностно. То есть на своих предметах информировать о нравственных чувствах к Родине, вере, людям, себе, природе, труду, животным учителя практически перестали. Различные проблемные ситуации решаются на высшем уровне (директор - родители), при этом влияние пап и мам может кардинально отличаться от педагогических требований.

Особенности нравственно-духовного воспитания

В некоторых образовательных учреждениях делается акцент на духовно-нравственном воспитании, где на первое место выходят человеческие отношения, совесть, моральный облик личности. Чаще такие программы встречаются в школах или детсадах с религиозным уклоном. Духовно-нравственное воспитание школьников и старших дошкольников направлено на привитие следующих духовных ценностей:

  • общечеловеческих (мир, культура, Земля, экология);
  • национальных (приобщение себя к нации, стране, традициям, вековой истории, гордость за Отчизну);
  • семейных (отношение к семье, родителям, родословная, уклад, традиции);
  • личностных (достоинство, жизнь, права человека, ребенка, честь, индивидуальность).

Программа духовно-нравственного воспитания во многих образовательных учреждениях подразумевает четыре основные направления:

  • развитие нравственных чувств (патриотизм, гражданственность, ответственность, вера, долг, совесть);
  • формирование морального облика (кротость, терпение, альтруизм, миролюбие, милосердие);
  • закрепление нравственных привычек и позиций (умение различать зло и добро, готовность преодолевать трудности, проявлять самоотверженную любовь);
  • формирование нравственного поведения (служение Родине, духовная рассудительность, дисциплина, склонность к добрым поступкам).

Социально-нравственное воспитание

Порой духовно-нравственное воспитание школьников идет в комплексе с социальным обучением. Это связано с тем, что жизнь индивида вне общества невозможна. Поэтому с детства необходимо научить ребенка взаимодействовать с людьми, познакомить его с правовыми, гражданскими, бытовыми, экономическими отношениями.

Во многих школах вводят такие предметы, как право, обществоведение, на которых изучают юридические аспекты при возникновении различных жизненных ситуаций. Однако дети быстро схватывают, что любые социально-личностные проблемы легко решаемы за счет третьих лиц (прокуратуры, милиции, суда). При этом они даже не учатся разрешать конфликтные ситуации мирным путем.

Именно поэтому социальные отношения изучаются наравне с нравственными поступками и личностными качествами. В некоторых ситуациях педагоги прибегают к помощи психолога, который организует различные проблемные ситуации, тренинги, игры. Но без взаимодействия с родителями невозможно стопроцентное усвоение социально-нравственных норм.

Нравственно-гражданское воспитание

В кадетских школах, патриотических садах нравственность рассматривается вместе с гражданственностью. Это особенно актуально в наше время, когда идут классовые и гражданские войны, когда история военных баталий разных временных эпох сознательно искажается.

Нравственно-патриотическое воспитание выражается в информировании о политических и общественных нуждах страны и формировании способности отстаивать свое мнение. Тогда ребенок сможет адекватно оценивать ситуацию в своем государстве, понимать его проблемы и принимать сознательные решения по защите интересов своей Отчизны: к примеру, какие-то свои вещи и игрушки передавать в детский дом, следить за чистотой своего двора, быть внимательным и осторожным в отношении подозрительных лиц (мошенников, наркоторговцев) и т. д.

Задача гражданского воспитания заключается в том, чтобы научить детей принимать свою страну со всеми достоинствами и недостатками, не менять ее на заграничные государства, а решать проблемы своими силами. Также этот процесс призван подтолкнуть впоследствии старших школьников на выбор такой профессии, которая поможет не только личностному становлению, но и частично поспособствует решению государственных проблем.

Нравственно-эстетическое воспитания

В некоторых учреждениях нравственное воспитание детей сопровождается эстетическим развитием. В античное время музицирование и искусство были обязательными предметами для всех учащихся. Считается, что восприятие красоты и добра идет в единстве. Человек, который тянется к прекрасному, никогда не совершит аморального поступка.

Дошкольники и школьники эмоционально более открыты, поэтому более тонко воспринимают картины, театральные постановки, аудиосказки, спектакли, раскрывающие нравственные поступки, моральный облик.

Театр и литературные произведения позволяют наиболее остро продемонстрировать антисоциальные качества человека. Ребенок чувствует антипатию к отрицательным героям и старается не повторять их ошибок. Педагогу легче решать различные конфликтные ситуации на примерах из литературных произведений. Кроме того, программа духовно-нравственного воспитания подразумевает посещение театров, музеев, выставок, что делает обучение более интересным для детей.

Особенности нравственного трудового воспитания

По сей день общество ценит трудолюбие, инициативность, исполнительность, дисциплину, ответственность, мобильность, способность планирования, анализа и прогнозирования. Именно эти качества начинают формировать в дошкольном возрасте, приучая детей к дежурству в группе, уголке природы, раздевалке и т. п.

Малыши трудятся на своем участке, зимой убирая снег, а летом поливая растения. Важно закрепить у детей уважение к чужому труду, научить бережно относиться к вещам. В этом и заключается трудовое духовно-нравственное воспитание детей.

С дошкольного возраста ребят приучают к тому, что относиться к детскому саду нужно как к дому. Выполнять все поручения следует на совесть. Это отношение особенно важно в наше время, когда родители с неохотой воспринимают участие в коллективной уборке территории, мытье окон, починке игрушек или мебели и других подобных мероприятиях. Мало того, большая часть мам и пап в дальнейшем яростно отстаивают права школьников, запрещая им проходить практику, нести дежурство в классах и по школе, воспринимая это как эксплуатацию детского труда.

Нравственно-экологическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание неотделимо от растительного и животного мира. Ведь малыши неосознанно тянутся к братьям нашим меньшим. Поэтому в образовательных учреждениях организуют уголки природы, где приучают детей ухаживать и заботиться о рыбках, хомячках, кроликах, птичках, растениях.

Важно привить малышам любовь ко всему живому, закрепить чувство ответственности за братьев наших меньших, показать, что загрязнение окружающей среды может привести к глобальным необратимым последствиям. Ежедневные наблюдения за природными явлениями, растениями, поведением животных расширяет у ребенка кругозор и эмоциональные переживания.

Нравственное воспитание младших школьников и дошкольников посредством экологических методов позволяет развить альтруизм, внимательность, заботливость, взаимопомощь, терпеливость, доброту, трудолюбие, ответственность. Педагогам важно постоянно проводить параллель между ощущениями животных, растений с чувствами людей.

Нравственное воспитание и нравственное развитие

В чем сходство и отличие таких терминов, как нравственное воспитание, развитие и формирование? Дошкольный возраст, как говорил Руссо, это «чистая доска», благодатная почва для «посадки» нравственных чувств. Именно поэтому сначала нужно сформировать у детей зачатки тех или иных качеств.

Старшие дошкольники уже могут отличать хорошие и плохие поступки, могут находить причинно-следственные связи, поэтому к ним относится термин «воспитание» или «развитие». Только воспитание - это непрерывный процесс на протяжении всей жизни. Он может быть целенаправленным и неуправляемым. Например, в одно время дети хотели стать крутыми парнями, как Саша Белый (фильм «Бригада»), несмотря на антисоциальное поведение главного героя. Поэтому духовно-нравственное воспитание школьников должно быть непрерывным со стороны педагогического коллектива и родителей.

Развитие же представляет собой конкретный процесс определенного временного отрезка. Например, развитие нравственных чувств (коллективизма, чувства собственного достоинства и трудолюбия) у старших дошкольников. То есть педагог ведет целенаправленную работу с детьми по развитию конкретных нравственных чувств.

Фактически разграничение данных терминов требуется для студентов педагогических вузов при выборе темы нравственного воспитания для дипломов. Во всех остальных случаях терминология не столь актуальна, главное результат.

Краткие выводы

Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.

Нравственное воспитание школьников в дальнейшем определяет моральный облик граждан страны. Если педагоги будут акцентировать внимание своих воспитанников на общественных проблемах государства (нацизм, расизм, фашизм, эгоизм и равнодушие), учить их решать трудности всевозможными способами, а не искать оправдания, то в государстве возрастет число инициативных сильных личностей, которые изменят будущее к лучшему.

Актуальность темы: формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, значит жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Новизна: ввес­ти детей в мир русской народной куль­туры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского на­рода (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Задача:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Таким образом, прослеживала несколько направлений:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные; прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО –НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе детскому, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, "общечеловеческих" ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в "общечеловеческом смысле", - сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. "Гуманистические плоды" демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человечества на протяжении "безбожного" XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности, вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.

Можно отметить также, что по данным статистики научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном, резком снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Что это, как не следствие отказа от традиционных ценностей (в том числе и религиозных) в пользу секулярно-гуманистических? Становится понятным, что мир, основанный на предлагаемой сегодня всем народам системе либеральных ценностей, не может быть устойчивым. Обозначенные негативные явления имеют тенденцию к усилению: процессы глобализации и технологизации все

больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственного критерия, или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа.

"Культура", "духовность", "нравственность" как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания.

Понятием "культура" (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Понятием "духовность" традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют детей о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины.

Духовность, по мнению Л.П.Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.

В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом

физическом развитии детей.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность.

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В нравственном воспитании детей весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст детей, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.

Для чего же следует изучать свой край? Что изучать?

Для чего же изучается свой край? Остановимся на этом более подробно. Именно в этом возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города (данном случае наш поселок) как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны.

Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить детей в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.

Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий, но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу.

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Здесь речь идет не только о православии, но и о других религиях, ведь все они несут и дают людям человеческие ценностные ориентиры.

Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой?

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Воспитание - питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным. Образование - ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания души красотой.

Подлинным источником красоты является национальная культура.

К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.

Народная культура воплощена в доступных для детей формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Изучение традиций русской народной культуры в нашей группе реализуется в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская - это новый способ организации деятельности у детей. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры ребята абсолютно свободны. Занятия, беседы и т.д. проводим в горнице тетушкой Аленой хозяйкой дома.

Цель творческой мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Ш.А. Амонашвили сказал: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…».

«Посеем в детских душах доброту по капелькам».

Действительно, по каплям закладывается в детских душах доброта, милосердие, великодушии, справедливость, гражданственность и патриотизм. Итог работы построила так, чтоб по этим капелькам можно было оценивать результат, главный результат, на который очень хотелось бы

надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия,

сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Это следы, которые оставили непоседы, а это капельки, у которых задача: формировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе; приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки; воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Литература

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11.

2.Артюхова И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.

3. Дошкольное воспитание/ Издательский дом «Воспитание дошкольника». № 5 2004 год

4.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение, 1977.

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3

6.Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.- М., 2005г.