Творческий проект «О чём говорят камни. Образовательный проект «Кладовая Урала Школьный проект камни

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Выполнила: Солодовник Ксения

ученица 4 «Б» класса

Руководитель:

Романчикова Ольга Михайловна


Цель исследования : изучить свойства минералов и их применение

Задачи :

  • изучить литературу о минералах;
  • выяснить, как образовались минералы на Земле;
  • сколько существует различных минералов;
  • узнать, как используют минералы;
  • изучить свойства минералов своей коллекции;
  • познакомить окружающих с моим увлечением и интересными образцами из моей коллекции
  • расширить свои знания и представления в области изучения природы и её законов
  • сделать первый шаг в изучении минералогии с привлечением знаний таких наук, как физика, химия, биология, экология

Актуальность изучения минералов обусловлена их уникальными свойствами, необходимостью привлечь интерес окружающих к минералогии, так как мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок.

Гипотеза.

Минералы широко применяются в деятельности человека.


Методы исследования :

  • изучение литературы,
  • использование интернет - ресурсов,
  • опрос,
  • наблюдение,
  • исследование образцов из собственной коллекции
  • классификация минералов

Многообразие минералов

  • Сам термин " минерал ", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".
  • Минерал (фр. minéral , от позднелат. minera - руда) - природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой, образующееся в результате природных физико-химических процессов и являющееся составной частью Земной коры, горных пород, руд, метеоритов.

Сегодня известно около

4000 видов минералов,

однако только несколько десятков

распространены на поверхности Земли.


Изучение минералов

  • Наука, изучающая минералы, называется минералогия. Она изучает состав, свойства, структуры и условия образования минералов.
  • Минералогия - одна из древнейших наук.
  • Первые описания минералов появились у древних греков. В дальнейшем развитию минералогии способствовало горное дело. В минералогии активно используются достижения физики, химии и других наук.
  • Так, минералогическое изучение метеоритов и образцов с других планет позволило узнать много нового об истории Солнечной системы и

процессах формирования планет.


Происхождение минералов

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами.

Такие природные соединения минералов называют горными породами.

По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические,

осадочные

метаморфические.


Основные формы выделения минералов в природе

Друзы

Конкреции

Агрегаты

Натёки

Дендриты

Жеоды


Внешний вид минералов необычайно различен

Пирит

Пустынная роза

Ставролит

Глендонит


Моя коллекция

Коллекционируя минералы, полезно знать их основные физические, химические и кристаллические свойства.

Каждый минерал отличается характерным набором этих признаков, помогающих в его определении.

Проще всего описать физические свойства минерала, определять которые позволяют наши органы чувств. Например, оптические свойства, такие как цвет и блеск, определяются на глаз.


Важнейшие свойства минералов

Эти свойства минералов легко

определяются в полевых условиях.


  • СИНГОНИЯ - классификация кристаллографических групп симметрии, кристаллов и кристаллических решёток
  • КЛАСС -разделение минералов по общим чертам
  • ИЗЛОМ - характеристика минерала, описывающая вид поверхности, образующийся при расколе минерала.
  • БЛЕСК - оптический эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал.
  • ЦВЕТ ЧЕРТЫ - цвет минералов в тонком порошке, служит одним из диагностических признаков для определения минералов и горных пород.
  • ТВЕРДОСТЬ. Твёрдость минерала измеряется путём поиска самого твёрдого эталонного минерала, который он может поцарапать; и/или самого мягкого эталонного минерала, который царапает данный минерал.

  • Шкала́ Мо́оса (минералогическая шкала твёрдости) набор эталонных минералов для определения относительной твёрдости методом царапания. В качестве эталонов приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей твёрдости. Предложена в 1811 году немецким минералогом Фридрихом Моосом

Шкала́ Мо́оса

Помимо шкалы Мооса есть и другие методы определения твёрдости, но различные шкалы твёрдости нельзя однозначно соотнести друг с другом. Практикой приняты несколько более точных систем измерения твёрдости материалов, ни одна из которых не покрывает весь спектр шкалы Мооса.


Исследование свойств минералов


Каталог минералов

п/п

Внешний вид

Название

Горный хрусталь

Семейство

целестин

кварцевые

Формула

Оливин

сульфаты

Класс

Sio 2

SrSO 4

Сингония

окислы

Селенит

сульфаты

(Mq.Fe) 2 SiO 4

Цвет

гипс

тригональная

халькопирит

Твердость

силикаты

CaSO 4 .2H 2 O

ромбическая

прозрачный

сульфаты

SuFeS 2

ромбическая

От бесцветного до синего и зеленого

Излом

раковистый

сульфиды

моноклинная

зеленый

Блеск

раковистый

тетрагональная

От прозрачного до желтоватого

Цвет черты

стеклянный

раковистый

От темно желтого до зеленого и фиолетового

Стеклянный и перламутровый

белый

Использование

Не ровный

Украшение, оптика, радиотехника

Добыча

стеклянный

белый

раковистый

Стеклянный, шелковистый

Япония, Бразилия, Индия, США, Венгрия

при фейерверках

Белый

белый

Испания, Тунис, Турция, Россия

украшения

металлический

Черный с зеленоватым оттенком

украшения

Египет, Пакистан, Россия

Мексика, Италия, США, Испания, Греция

Источник меди

Чили, Испания, ЮАР, США


Минералы вокруг нас

  • Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который

геологи называют галит.

  • В природных подземных

месторождениях она залегает в виде

камня. Очень красивы кристаллы

каменной соли.


  • Добыча драгоценных камней в России началась в середине XVII века: сначала были открыты малахитовые кладовые, затем были обнаружены запасы аметиста, берилла, топаза, многих поделочных камней (агата, сердолика, яшмы).
  • Территория Российской Федерации очень богата месторождениями драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, встречаются как распространенные по всему миру минералы, так и редкие, уникальные. Например, аналогов уральскому малахиту как не было, так и нет - хоть прилавки магазинов заполнены африканскими и азиатскими малахитовыми украшениями, по качеству и красоте они не идут ни в какое сравнение с уральскими камнями. А месторождения чароита и некоторых других драгоценных камней в России вообще единственные в мире.


Охрана минералов

Для охраны недр Южного Урала

в 1920 году создан Ильменский минералогический заповедник.

Здесь обнаружено более 270 минералов, из которых 17 - впервые в мире

Ильменские горы до конца не изучены. В поисках новых минералов сюда приезжают ученые со всего мира.


  • Аметист Свердловская, Магаданская, Карагандинская области, Карелия, Ангаро-Илимский железорудный р-н, Кольский п-ов, Саха, Республика Коми.
  • Гелиодор и аквамарин Читинская, Талдыкургансая, Свердловская области, Казахстан, Иркутская область.
  • Изумруд Свердловская область "Изумрудные Копи".
  • Гранат Закарпатье, Карелия, Свердловская, Камчатская области, Приморский край, Чукотский автономный округ, Якутия, Западное Забайкалье, Красноярский край.
  • Уваровит Пермская область, Приморский край, Якутия.
  • Цаворит Приморский край, Якутия.
  • Жадеит Красноярский край, Республика Коми, Северный Кавказ, Корякское нагорье.
  • Рубин Челябинская, Свердловская области.
  • Лазурит Иркутская область.
  • Нефрит Урал, Бурятия, Республика Тыва.
  • Родонит Якутия, Свердловская область, Башкирия, Бурятия, Хабаровский край, Иркутская область.
  • Турмалин Иркутская и Свердловская область.
  • Хризоберилл Свердловская область, Карелия.
  • Хризолит Таймырский округ, Кольский п-ов.
  • Хромдиопсид и чароит Якутия.


  • На территории области разведаны месторождения неметаллических (в основном общераспространенных) твердых полезных ископаемых, которые используются или могут быть использованы в строительной отрасли, в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве и как технологическое сырье в промышленности. Полезные ископаемые Пензенской области представлены: сырье для производства строительных материалов.
  • Геологическая коллекция Пензенского краеведческого музея насчитывает 2058 единиц хранения. Основу ее составляют поступления из коллекций музеев Горного института Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, Ученой архивной комиссии Пензенской губернии, Академии Наук. Большой вклад в формировании коллекции оказали сотрудники Пензенского краеведческого музея А.А. Штукенберг, Е.М. Пульхритудова, А.Н. Магницкий, И.И. Спрыгин. Формирование и описание ее приходится на начало ХХ века. Коллекция собрана на территории Сурского края, России и зарубежья. Она имеет большое научное и практическое значение. К ней обращаются преподаватели, студенты, школьники. В настоящее время сотрудники отдела природы проводят научное описание геологической коллекции, отвечающее требованиям современности.

Использование минералов и горных пород человеком

Минералы, и, следовательно, минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Что касается экономики, то какой бы аспект мы не взяли, вплоть до проблем современного уровня жизни, любой из них оказывается так или иначе связанным с использованием минералов.

Применение минералов

Где применяются?

Химия и пиротехника

Примеры минералов

В качестве удобрений

Киноварь, целестин, сера, реальгар, галит, кальцит, бура, ангидрит

Сильвин, сера, чилийская селитра, сильвин, карналлит, гипс, апатит, вавеллит

Флюорит, диоптаз, кварц

Изделия из фарфора керамики и стекла

Флюорит, криолит, касситерит, стронцианит, витерит, целестин, кианит, волластонит, пирофиллит, каолинит и др.

В ювелирном деле и как поделочные

Шпинель, изумруд, алмаз, корунд (сапфир, рубин), хризоберилл, чароит, серпентинит, родонит, азурит, малахит, бирюза, хризолит, минералы группы гранатов и др.

В качестве огнеупоров, кислостойких и электроизоляционных материалов

Кианит, брусит, хризотил, колеманит, оливин, андалузит, силлиманит, пирофиллит, тальк, группа слюд, тридимит, альбит, лабрадор

В строительстве

В медицине и фармацевтике

Кальцит, доломит, гипс

Магнезит, мирабилит, сассолин, колеманит, гипс

В металлургии

Доломит, родохрозит, колеманит, ванадинит

В ядерной промышленности

Целестин, стильбит, мезолит, ломонтит, гейландит и т.д.

Интересны главным образом для коллекционеров (применение может быть найдено в будущем)

Эпидот, арсенолит, фосгенит, ледгиллит, аурихальцит, артинит,борацит, крокоит, гюбнерит, адамин, оливенит, ставролит, ильваит,аксинит, геденбергит, авгит


  • Минералы, камни камушки… они достаточно серьёзно могут влиять как на человека, носящего его, так и вне его, как помогая при правильно подобранном камне, так и мешая - при ошибочном. Существуют наборы камней, в которых скрыты огромные силы, используемые в магии как на пользу человека (исцеление, удача), так и во вред. Красивые ювелирные безделушки могут оказаться как ангелом хранителем, так и демоном убийцей для своего хозяина или хозяйки.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КАМНИ

«ШАХ»

Один из известных

исторических камней, алмаз (масса 88 кар), хранится в Алмазном фонде России в Москве. На камне выгравированы надписи на персидском языке, рассказывающие о его прежних владельцах: в 1591 алмаз принадлежал Бурхан-Низам-Шаху II из династии Великих Моголов, в 1641 - Джахану-Шаху, в 1824 - шаху Каджар-Фатх-Али, владыке Персии.


Алмазный фонд России - это уникальное собрание произведений ювелирного искусства ХVIII - ХХ веков. В коллекции Алмазного фонда представлены также образцы редких драгоценных камней, самородки драгоценных металлов. Начало коллекции, которой обладает сегодня Алмазный фонд Кремля, положил Петр Первый.


Заключение

Проведя свое исследование, я установила, что:

  • из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
  • известно около 4000 видов минералов;
  • процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
  • каждый минерал имеет свои свойства;
  • единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
  • минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
  • на Урале можно найти практически все известные минералы;
  • широкое приенение минералов мжет привести к истощению запасов
  • искать минералы для коллекции можно везде

  • На основе моего исследования можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
  • Я очень хочу побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни. Я продолжу собирать коллекцию минералов, чтобы глубже постигать их тайны, ведь меня ещё ждут открытия, когда буду изучать химию, физику, географию …

  • Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. «Земля. Полная энциклопедия». Москва, «Эксмо», 2007 г.
  • Гураль С. «Драгоценные камни». Москва, «Эксмо», 2010 г.
  • «Камни мира: самые красивые и знаменитые». Москва, «Аванта.Астрель.», 2007 г.
  • Фарндон Джон «Драгоценные и поделочные камни, полезные ископаемые и минералы». Москва, «Эксмо», 2009 г.
  • Ферсман А.Е. «Очерки по истории камня». Тт. 1,2. Москва, «Терра-книжный клуб». 2003 г.
  • Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия». Ленинград, «Молодая гвардия», 1935 г.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по теме «Уральские самоцветы»

Котова Ирина Владимировна
Воспитатель МКДОУ « Детский сад № 7» п. Полдневой, Богдановичский район, Свердловская область.
Конспект образовательной деятельности в детском саду для детей старшей группы. Этот материал будет полезен педагогам, воспитателям. Технологическая карта оформляется в виде таблицы, колонки: 1 -этапы, 2 – содержание деятельности по каждому этапу, 3 – деятельность педагога по этапам, 4 – деятельность детей, тоже поэтапно. Строки – это этапы.
Возрастная группа: старшая
Тип НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации: подгрупповая
Цель: Развитие интереса у детей к природным богатствам родного края - Уральским самоцветам.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с уральскими самоцветами – малахитом и яшмой.
Развивающие:
- развивать у ребенка стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность.
- стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё;
- укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.
Учебно-методический комплект: Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.
Средства:
наглядные – шкатулка с ювелирными изделиями, коллекция «Уральские самоцветы»
мультимедийные - презентация «В гостях у Хозяйки медной горы»
литературные - «Страна малахита» В.Степанов, «Уральские камешки» Римма Дышаленко
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю;
- ребенок обладает начальными знаниями о богатствах недр Урала (камнях – самоцветах);
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности;
- ребенок способен выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;
- ребенок способен делать выбор;
- ребенок способен анализировать свою деятельность.

Этапы:
1. Вхождение в тему.
Мотивация на совместную деятельность.
Содержание деятельности:
Внесение шкатулки с ювелирными изделиями из камней самоцветов.
- Ребята, как Вы думаете, что в этой шкатулке?
- Хотите посмотреть?
- А Вы знаете, что это за камни?
- А откуда эти камни? Почему вам трудно ответить на вопрос?
- Хотите узнать?
Чтение стихотворения
"Уральские горы"
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей. (В. Степанов)
Деятельность педагога:
Мотивирует детей на совместную деятельность.
Поощряет детей к высказыванию.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Выражают собственные мысли.
Рассматривают Ювелирные изделия.
Выражают свое мнение.


2. Проживание темы
- Нас приглашает в гости Хозяйка медной горы.
Показ презентации «В гостях у Хозяйки медной горы»
(рудник, горняк, инструменты, необработанный малахит, обработанный малахит, ювелирные изделия из малахита).
1 сл.

2 сл.


3 сл.


4 сл.


5 сл.


6 сл.


7 сл.


8 сл.


9 сл.


Сопровождение презентации
2 сл. С глубокой древности внимание человека привлекал малахит. На Руси этот самоцвет всегда считали символом исполнения желаний.... Малахит – это полудрагоценный камень самоцвет.
3 сл. Добывают самоцветы в специальных местах - на рудниках. На рудниках работают горняки. Горняками называют людей, работающих в горной промышленности. Это люди, которые добывают полезные ископаемые, например: руду или уголь, а также камни - самоцветы. На картинке Вы видите горняка.
4 сл. Основными инструментами горняка является кирка. Кирка это - длинный плоский молот с острым лезвием на конце.
5 сл. Это необработанный малахит. Вот такой камень добыл горняк. На нем ещё плохо видны узоры.
6 сл. Потом камни привозят в ювелирные мастерские или ювелирные заводы. Там камень шлифуют, чтобы он стал гладким, хорошо был виден его узор.
7 сл. Так выглядят обработанные камни. Малахит, является одним из самых красивых камней. ... Всевозможные переливы оттенков от светлого голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого цвета присутствуют в этом камне....
8 сл. Давайте посмотрим на изделия из малахита. Это разные украшения: серьги, кольца, бусы.
9 сл. А также из малахита делают столы, вазы, сундучки.

Где добывают самоцветы?
- Кто добывает? Какие инструменты нужны для добычи?
- Что ещё делают из малахита?
Воспитатель показывает коллекцию Уральских самоцветов.


- Урал славится своими самоцветами на весь мир. Мы с вами познакомились уже с малахитом, попробуйте найти его в коллекции.
- Давайте познакомимся ещё с одним камнем самоцветом.
Воспитатель читает стихотворение.
"Уральские камешки"
Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень - яшма -
Сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор -
Красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме
Воды чистые озер. (Римма Дышаленко)
- Ребята, какой камень в коллекции яшма?
Достают камень из коллекции.
Деятельность педагога:
Рассказывает по ходу презентации.
Задает вопросы, обсуждает с детьми.
Показ коллекции
Задает вопросы стимулирующие мышление.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Слушают, воспринимают наглядную информацию.
Выражают свое мнение.
Обсуждают с воспитателем.
Восприятие наглядной информации. Рассматривание камней.
Восприятие художественной литературы.
Выражают собственные мысли.
3. Динамическая пауза
Физ. минутка «Путешествие по горам»
Мы сейчас в поход пойдем
До большой горы дойдем (ходьба друг за другом)
За высокими горами (поднимаем руки вверх)
По камням речку перейдем (ходьба на носочках)
Если встретятся медведи, (ходьба вперевалку)
Мы медведей обойдем (ходьба назад)
Если встретятся пещеры,
Мы пещеры проползем (ходьба в полуприсяде)
Шаг за шагом, шаг за шагом
В детский садик попадем (ходьба друг за другом)
Деятельность педагога:
Показ действий по ходу стихотворения.
Деятельность детей:
Двигательная активность.
4. Изготовление изделий.
- Хотите попробовать самостоятельно сделать украшения для себя или своих мам и бабушек? Из какого материала это можно сделать?
Мы с вами можем изготовить различные камни из пластилина.
- Как Вы думаете, как это сделать?
- Какие цвета нужно смешать для малахита?
- А для яшмы?
- Вот заготовки (касты) для разных украшений (разной формы и цвета).


- Выбирайте, какой формы кольцо вы будете делать, с каким камнем?
Подбирайте пластилин для малахита или яшмы.
Деятельность педагога:
Мотивация детей на продуктивную деятельность.
Обсуждает с детьми.
Предоставляет возможность высказать свои мысли, поощряет.
Предоставляет детям выбор материалов.
Предоставляет возможность сотрудничества детей.
Деятельность детей:
Обсуждают, выражают свои мысли.
Выбирают необходимые материалы.
Изготавливают украшение.
Демонстрируют.



5. Открытость, ориентация на самостоятельную деятельность детей, в среде, в семье
- Какие украшения Вы сделали? С каким камнем?
- Вы довольны своей работой? Что было трудным?
- Кому покажите свое украшение? Вы можете научить других, делать такие украшения?
Я предлагаю вам создать коллекцию (выставку) изделий. Кого можно пригласить на выставку?
Интересно ли вам узнать о других камнях? Где можно узнать?
Мне было с вами очень интересно.
Деятельность педагога:
Активизирует обсуждение.
Деятельность детей:
Обсуждают, анализируют, делятся впечатлениями.

Ирина Добрынина

Проект «Удивительный мир камней »

1. Тип проекта : познавательный

2. Признак проекта : экологический

4. По характеру контактов : дети, воспитатель, родители

5. По количеству участников : групповой

6. По продолжительности : краткосрочный (2 недели) ;

7. Предмет изучения – предметы не живой природы – камни , минералы, кристаллы

Основные направления проекта :

Познавательно-исследовательское

Речевое развитие

Цель проекта :

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей

Задачи :

Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов ;

Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно- экспериментальной

деятельности и чувство взаимопомощи.

Расширять словарный запас детей,формировать связную речь при составлении описательных рассказов о камнях и минералах

Поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира.

Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

Актуальность проекта :

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах . Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. А ведь киренский район, Иркутская область богаты различными минералами и полезными ископаемыми (слюда, каменный уголь, песчаник, плитняк, известь и пр.)

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты :

Дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности; вести лист наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.) ; выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;

Участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада

План действий :

1. Постановка цели;

2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта ;

3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

4. Определение направлений познавательной практической деятельности;

5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

План проведения проектной деятельности

Этапы Совместная работа педагога с детьми Цели и задачи

1 Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни » Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте

2 Тема : "Удивительные камни "

Цель : Познакомить детей с разнообразием мира камней . Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

Тема : «Мы – геологи»

Цели : развивать тактильные ощущения, познавать "наощупь" свойства вещества : твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Тема : «Полезные ископаемые»

Цели и задачи :

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Аппликация «Дом мы строим из камней » Цель : познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции

Рисование по замыслу «Превращение камешков» Цель : учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм . Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка» , «Серебряное копытце» , «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях . Цель : познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа» , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Просмотр мультфильмов;

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» Цель : Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры : «Мы скалолазы» , «Царь горы» , «Найди свой камень» Цель : Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций : «Мир камней » , «Драгоценные камни » Цель : Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд""

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевые игры

- «В поисках клада» Цель : Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

3 Оформили мини-музей «Удивительные камни »

Провели викторину «Что мы знаем о камнях »

Выставка «Изделия из камня » Цель : Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.






Слайд 1

Годовой проект «Мой особый интерес - камни»
Выполнил ученик 1Б класса Миргорода Алексей г. Кировск 2016 год

Слайд 2

Я выбрал такую тему, потому что камни в жизни человека играют большую роль еще со времен зарождения человечества. Мне захотелось узнать об истории и пользе камней. Познакомиться с творчеством известных писателей и поэтов, которые писали о камнях. И больше всего мне любопытно, что можно интересного и нужного сделать с помощью камней.

Слайд 3

Был такой период на Земле очень-очень давно, который назывался Каменный век. Люди жили в каменных пещерах, подушкой служил какой-нибудь булыжник и орудие труда и охоты тоже были из камня.

Слайд 4

ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАМНИ
Когда зародилась письменность человек начал писать на папирусе это прообраз бумаги, на Руси писали на бересте, а еще высекали письмена на камне. Из первых сказок, которые мне читали, богатырю путь указывал путеводный камень.

Слайд 5

Археологические находки
Ученые-археологи находят в земле окаменелости разных животных, птиц, растений. По ним они определяют их возраст, узнают какие животные и птицы жили на земле много лет назад и как они выглядели.

Слайд 6


У меня дома есть книга «Малахитовая шкатулка». В ней писатель Павел Бажов рассказывает о работе камнерезов и различных камнях, которые находят в земле. Большинство из изделий Данилы-мастера сделаны из камня под названием малахит, который добывают в уральских горах.

Слайд 7

Писатели, поэты и художники о камнях
А вот что писал известный поэт Иван Бунин о камнях в своем стихотворении «Все море – жемчужное зерцало…»: У берегов в воде застыли скалы, Под ними светит жидкий изумруд, А там, вдали, и жемчуг и опалы По золотистым яхонтам текут...

Слайд 8

Писатели, поэты и художники о камнях
Знаменитые художники тоже любили изображать на своих картинах камни. Аленушка на картине В. М. Васнецова сидит на камне в окружении других камней.

Слайд 9

Интересное о камнях
Когда я стал старше мы всей семьей ездили на море. Там на берегу моря я собирал разные камешки. Большинство из них имеет плоскую форму и гладкую поверхность. Потому что их постоянно омывает вода. На таких камешках художники рисуют различные рисунки.

Слайд 10

Интересное о камнях
У нас на даче бабушка сделала альпийскую горку. Это такая клумба для цветов. Она состоит из камней разных размеров. А между камнями сажают цветы. Когда цветы цветут такая клумба смотрится очень красиво. А мы можем ходить по камням даже в середине клумбы.

Слайд 11

Недавно я узнал, что в Японии есть сады из камней.
Интересное о камнях

Слайд 12

Дома у нас есть небольшая коллекция камней. Больше всего мне нравится голубой агат.
Интересное о камнях

Слайд 13

У разных камней есть свои свойства. Считают, что какие-то камни могут охранять человека, какие-то придают силу человеку, а какие-то лечат. Их прикладывают к больному месту, растирают в порошок и делают мази. Есть камни, из которых делают украшения: бусы, браслеты, ими украшают кольца и серьги. Как правило, это драгоценные и полудрагоценные камни. Еще есть поделочные камни. Из них делают шкатулки, вазы маленькие и большие, различные фигурки.
Свойства камней

Слайд 14

К нам в школу приходили сотрудники планетария. От них я узнал, что планеты состоят из камней и других веществ. Например, кольца одной из восьми планет солнечной системы Сатурна состоят из пыли, льда и камней.
Камни в космосе

Слайд 15

На нашу землю из космоса прилетают кометы, астероиды и метеориты.
Камни в космосе

Слайд 16

«Каменные джунгли»
Недавно я услышал, что города называют каменными джунглями. Дедушка мне пояснил, что дома строят из песка и цемента. При смешивании песка, воды и цемента получается бетон. Если сделать разный состав песка и цемента, то можно получить бетон разной прочности. И даже очень прочный, который не уступает по прочности пригодным камням. А так как дома строят высокими, то наши города похожи на леса, только вместо деревьев высокие дома.

МБОУ СОШ №32 «Эврика-развитие»

Драгоценные

камни

Работу выполнил Лыгин Данил , ученик 6 в класса

Руководитель проекта:

Тихонова Ольга Викторовна


Актуальность

  • В природе существуют минералы, обычно они встречаются виде кристаллов. А кристаллы - это драгоценные камни.
  • Что такое драгоценные камни? Какими свойствами они обладают? Как и где они применяются в настоящее время? Вот эти вопросы заинтересовали меня, и я пытался найти на них ответы.

  • Изучение роли драгоценных камней в нашей жизни

Гипотеза

Я предполагаю: не все люди знают, как используются драгоценные камни в нашей жизни.

В результате ознакомления с моей работой каждый почерпнёт для себя что-то новое, интересное.


Драгоценные камни

Драгоценные камни в медицине

Подарок судьбы

Интересные факты

Исследование

Заключение

Рефлексия

источники


Драгоценные камни

  • Драгоценные камни - волшебное творение Природы. Это минералы, которые обладают красивым внешним видом
  • Добыча драгоценных камней являлась одним из самых древних промыслов.
  • С древних времен люди высоко ценили удивительные свойства драгоценных камней, приписывая им магическую силу. Драгоценные камни сопровождали их повсюду в качестве амулетов и талисманов. Считалось, что амулет защищает своего владельца от зла, а талисман приносит удачу.

3 группы камней:

Ювелирные (драгоценные)

Ювелирно-поделочные

Поделочные камни


Драгоценные камни в строительстве

Мавзолей Итимад-Уд-Даула

Мавзолей находится в городе Агра в Индии. В оформлении здания, как внутри, так и снаружи, были использованы драгоценные камни и золото.


Драгоценные камни в медицине

Недавно учёные из Гарварда нашли способ лечения человеческого организма при помощи бриллиантов.

Многим из вас знаком такой способ - полезно носить свой камень в течение дня возле больного места.



Изумруды

Изумруд - драгоценный камень 1-го класса. Крупные бездефектные изумруды густого тона весом от 5 карат ценятся дороже алмазов.

Главные качества изумруда - его цвет и прозрачность. Натуральные изумруды почти всегда имеют трещины и расколы.


Кроме Антарктиды, встречаются на всех континентах. Ценятся в основном азиатские рубины.

Главными странами-экспортёрами рубинов являются Таиланд и Шри-Ланка. Пользуются спросом также рубины из Восточной Африки, из таких стран, как Кения и Танзания


Применение рубинов

Этот драгоценный камень I категории используется в дорогих ювелирных изделиях.

А также применяется в качестве «камней» в часовых механизмах.

В устройстве лазера применяются синтетические рубины.


Наиболее известные месторождения находятся на территории стран: Россия, Индия,

США, Австралия, Таиланд, Мадагаскар,Шри-Ланка, Китай. В России нет крупных месторождений, в которых сапфир может добываться в промышленных масштабах.

Синие прозрачные сапфиры используют в ювелирных изделиях в виде огранок.


Александриты

Впервые камень был найден на изумрудном прииске в окрестностях Екатеринбурга в 1833 году, он был описан как изумруд и отправлен в Санкт-Петербург. Свойства нового минерала были изучены Львом Алексеевичем Перовским. Смущенный повышенной твёрдостью «изумруда», Перовский также отметил и изменение цвета. Однако, воспользовавшись благоприятным моментом отличиться перед царской фамилией, преподнёс минерал к совершеннолетию Александра (будущего царя Александра II) 17 апреля 1834 года.

Единственным коренным месторождением александритов являются «Изумрудные копи Урала» в России.



Жемчуг - твёрдое округлое образование, извлекаемое из раковин некоторых моллюс-ков. Ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных изделий.

Жемчуг классифицируется по месту происхождения, т.е.он может быть как морским, так и пресноводным


Обычно жемчуг имеет белый цвет, иногда кремовый или

розовый; встречаются также жёлтые, зелёные, чёрные и даже голубые жемчужины. Голубые жемчужины очень редки, имеют высокую стоимость и привлекательность из-за редкого, голубого, свинцово-серого оттенка.


«Перегрина»

Жемчужины не сохраняются больше 150-200 лет (исключение составляют случаи, когда нет доступа воздуха; при раскопках находили жемчужины в слоях 2000-летней давности). Наиболее старая жемчужина, чья история может быть прослежена, - «Перегрина», принадлежавшая Элизабет Тейлор.


Алмаз - редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных масштабах добывались из россыпных месторождений. Только к концу XIX века стало ясно, что алмазы не образуются в речных отложениях.


Подарок судьбы

Ребенок это драгоценный камень – подарок природы. Родители добывают эти камни, а учитель, как искусный ювелир, из алмаза делает бриллиант. Природные неограненные алмазы ничем не примечательны, если не считать их непревзойденной твердости, а именно из-за этой твердости огранка алмазов, как и воспитание детей, по сей день представляет большую сложность. Конечно, первое, что привлекает в детях и драгоценных камнях – это их красота.

Фантазия ювелиров, может быть поистине безграничной. Так и учитель, имея в запасе фантазию и творчество, воспитывает успешную в жизни личность.

Ювелиры высоко ценят природные драгоценные камни. Так и педагог ценит и поддерживает индивидуальные способности каждого ребенка.


Интересные факты

Все драгоценные камни добываются вручную.

Настоящий изумруд дороже бриллианта.

Рубин и сапфир - это одно и то же. Разница между этими камнями только в расцветке.

90% всех добытых алмазов используют в промышленных целях и только 10% попадает на ювелирные прилавки.

Существует «красный изумруд». Это чрезвычайно редкий минерал и добывается он только в штате Юта (США).


Самый крупный из найденных алмазов получил имя «Куллинан». Его масса составляла 3106 карат (или 621г), был подарен английскому королю Эдуарду VII. При обработке был расколот на 105 частей.


Исследование

Я провел анкетирование с целью узнать, какое количество населения знают историю происхождения, месторождения и роль значения драгоценных камней в жизни человека. В анкетирование приняло участие 110 человек в возрасте от 13 лет и старше .


Проведённый мною опрос показал, что не все люди знают историю происхождения, месторождения и роль значения драгоценных камней в жизни человека.


Заключение

Подведя итоги работы над проектом, можно сказать, что драгоценные камни - это минералы, обладающие такими свойствами, как красота, долговечность, редкость.

Задачи, поставленные мною, выполнены.


Рефлексия

Во время работы над проектом я научился:

  • Работать с дополнительными источниками информации.
  • Делать выводы на уровне полученной мною информацией.
  • Узнал много нового и полезного о драгоценных камнях.
  • Делать опрос.
  • Создавать презентации и электронный каталог.
  • Оценивать и анализировать свою работу и работу своих партнеров.
  • Мне понравилось работать над проектом, я узнал много нового и интересного.

Список литературы

1. Андерсон Б. Определение драгоценных камней. - М.: Мир, 1983. - 456 с.

2. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. - М.: Недра, 1983. - 101с.

3. Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. - М.: Недра, 1982. - 240 с.

4. Смит Г. Драгоценные камни. - М.: Мир, 1984. - 560 с.


Интернет-ресурсы

  • http://www.jawahr-goldmagazine.com/userfiles/image/2-2010/hhh/00.png - драгоценные камни слайд 1 и 2
  • http://vinokurov.ucoz.ru/_ph/3/559883217.jpg - Мавзолей Итимад-Уд-Даула слайд 6
  • http://www.smolensk2.ru/images/img_26797.jpg - бриллиант слайд 7
  • Слайд 8:
  • http://cs9965.userapi.com/u81955157/-6/x_4f98b4c6.jpg - изумруд
  • http://ivanovoivanovo.ru/wp-content/uploads/2012/08/%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg – рубин
  • http://lifeglobe.net/media/entry/597/02ae13f122c9_3.jpg - сапфир
  • http://www.lithotherapy.ru/img/aleksandrit/aleksandrit.jpghttp://www.lithotherapy.ru/img/aleksandrit/aleksandrit.jpg - александрит
  • http://www.unc.edu/~ksburton/lapidary/images/Pearl1.jpeg - жемчуг
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/318/58318597_1272361268_starofafrica3.jpg - алмаз
  • http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/4437837 - слайд 9 изумруд
  • http://www.dragkamen.ru/images/izumrud4.jpg - слайд 9 - кольцо с изумрудом
  • http://ru.wikipedia.org