Конструирование из бумаги в 1 младшей группе. Конспект занятия, ООД. Конструирование в первой младшей группе «Лестница. Аппликация из осенних листьев «Львёнок»

Тема: «Ой, ребята, помогите зайке домик смастерить»

Программное содержание:

· Учить детей строить дом из кирпичиков, вертикально ставить их на небольшое расстояние друг от друга, а потом плотно прикладывать к ним с одной стороны горизонтально лежащий на длинной узкой стороне кирпичик.

· Познакомить детей с новой строительной деталью - призмой. Вместе с детьми обследовать её: показать пальцем уголки, проводить ладошкой по граням.

· Готовить детей к определению основных частей постройки (дом, стены, крыша, окно).

· Развивать желание общаться. Учить игровым действиям.

Словарная работа.

Активизация существительных: зайка, дом, стена, крыша, уголок, кирпичик, окно, солнышко, ленточки.

Прилагательные: большой, маленький, ровная, гладкая, острые, уютный, красивый, прочный.

Предлоги: в, на, под.

Материал: 3 кирпича синего цвета (крупный и мелкий строитель), призма (красный цвет), мягкая игрушка (большой зайка), маленькие зайчики для обыгрывания.

Ход занятия:

Дети входят в группу, слышится плач.

Воспитатель: Послушайте, дети, кто здесь плачет? Пойдемте поищем (находят зайку).

Воспитатель: Оленька, спроси: «Почему ты, заинька плачешь?»

Зайка: «У меня случилась беда, поднялся сильный ветер и поломал мой домик, в котором я живу».

Воспитатель: Дети, как помочь зайчику?

Дети: Новый домик построить. (воспитатель предлагает повторить, что дети будут строить)

Воспитатель: Не плачь, заинька, мы тебе построим новый дом. Дом будем строить из кирпичиков синего цвета. Из чего будем строить дом? (из кирпичиков)

Воспитатель: Юра, дай мне, пожалуйста, кирпичики красного цвета. Спасибо.

Воспитатель: Ребятишки, смотрите, я ставлю кирпичик на короткую, узкую сторону. Вот так. А другой кирпичик чуть дальше. Это стены. Скажи, Оля, что это? (стены) (хоровое и индивидуальное проговаривание)

Воспитатель берет призму и показывает детям. «Что это за кирпичик такой. Посмотрите, ребята, он похож на крышу. Проведите по ней ладошкой. Вот такая крыша. Найдите на крыше уголки (жест пальчиками). Так что же это у нас такое? (крыша - хоровые ответы). Умнички, дети! Чтобы зайке было уютно в домике, мы поставим крышу вот так.

Воспитатель: Но куда же наш зайка будет смотреть?

Дети: В окошко.

Воспитатель: Приставим еще один кирпичик на длинную, узкую сторону. Вот так. Это окошко. Вот и у тебя, зайка, есть теперь красивый домик с синими стенами, красной крышей и окошком. (обыгрывание) А теперь, малыши, стройте для заиньки домик, он хочет к каждому в гости прийти.

Дети строят, а воспитатель объясняет и помогает индивидуально (обыгрывание).

Это чей, это чей

Новый дом из кирпичей?

Это дети строят дом,

Чтобы зайки жили в нём.

Зайка заходит в гости в каждый дом.

(Раздается снова плач)

Воспитатель: Кто там еще плачет? Давайте, дети, поищем (дети находят маленьких зайчат).

Воспитатель: Лена, спроси, почему зайчата плачут?

Зайчата: Нам холодно.

Воспитатель: Давайте мы для них тоже построим домики, только из маленьких кирпичиков (дети строят за столами).

Воспитатель дает оценку от имени зайки каждому ребенку. «Вот у Оли какой чудесный домик получился, стены ровные. У Юры крыша прочная, не промочит дождь зайку. Вот какие домики получились удобные, прочные, уютные».

Воспитатель: Зайка и зайчата очень рады, что вы их выручили из беды, поэтому они хотят вас угостить (угощение яблочками).

Совместная игровая деятельность воспитателя с детьми.

С самого раннего возраста у ребёнка необходимо развивать творческие способности, художественное чутьё и восприятие, разрабатывать необходимые моторные навыки, стимулировать умственную деятельность. Занятия по конструированию как нельзя лучше подходят для этого. Также они учат детей взаимодействовать между собой, контролировать свои эмоции, приучают к коллективному труду. Конечно, необходимо учитывать возраст детей при подготовке подобных занятий.

Методические основы обучения конструированию в младшей группе детского сада

Конструирование в ДОУ - это процесс создания детьми поделок и построек из различных материалов (бумаги, пластилина, природного и бросового материала, специальных строительных наборов и конструкторов).

Цели и задачи

Детей в возрасте 1,5–3 лет знакомят с разными строительными наборами и конструкторами и обучают навыкам работы с ними. Объясняют особенности элементов конструктора и способы применения их в постройках различного назначения (что такое кирпичик, пирамидка, конус, шар, пластина и т. д., как использовать их в строительстве моделей). Развивают способность творчески подходить к поставленной задаче. Учат малышей строить по готовому образцу, по изображению на картинке, поощряют желание соорудить что-то самостоятельно.

С самого раннего возраста у ребёнка необходимо развивать творческие способности

Одной из задач занятий по конструированию является развитие глазомера и способности оценить пространственные соотношения (построить небольшой гараж для маленькой машинки, большую кроватку - для крупной игрушки). Воспитатель учит малышей использовать построенное в дальнейшей игре, развивает фантазию детей. Например, дорожка из пластинок может быть тропинкой через лес, автомобильной дорогой, железнодорожным полотном, взлётной полосой для самолётов и т. д. Развивать фантазию детей также помогут различные природные материалы, из которых можно соорудить разнообразные поделки.

Непременным условием проведения занятий по конструированию является уборка за собой рабочего места. Это приучает малышей к аккуратности.

Подходящие материалы для конструирования

Для занятий по конструированию в младшей группе лучше всего использовать различные строительные конструкторы и наборы: пластмассовые кубики, деревянные наборы, лего, разные конструкторы-собирайки.

Помимо строительства из кубиков, можно использовать и другие техники и материалы сообразно данному возрасту. Так, отличным материалом для конструирования являются разноцветные бумажные салфетки. Традиционно используются цветная бумага, картон и пластилин. Не обходят вниманием и сезонные природные материалы.

Все детали любых конструкторов для детей 1,5–3 лет должны быть большими

Если воспитатель хочет применить на занятии элементы аппликации, то потребуется заранее заготовить необходимые детали, так как малыши в силу возраста ещё не могут сделать это самостоятельно. Также необходимо использовать клей-карандаш - у детей будет меньше возможности перемазаться с ног до головы, перепачкать всё и всех вокруг.

В младшей группе лучше не давать детям заданий разной сложности. Элемент соревновательности здесь также неуместен. Единственно, что можно применять - немного разные задания, но одной сложности при работе в группе. Например, воспитанники конструируют мебель для комнаты. Кто-то из детей делает кровать, кто-то - стул, кто-то - стол и т. д.

Все детали любых конструкторов для детей 1,5–3 лет должны быть большими. Это относится и к другим материалам - безопасность прежде всего!

Элементы игры и обучения на занятиях по конструированию

Занятия по конструированию должны быть ещё и обучающими и информативными. Поэтому в начале занятия обязательна вводная часть. Например, воспитатель собирается использовать осенние листья. Это отличный повод для малышей на прогулке не только насобирать листьев для поделок, но и узнать, какой лист какому дереву принадлежит, понять разницу между деревьями и кустарниками, послушать стихи, сказки и рассказы о природе.

Если планируется занятие по конструированию мебели, стоит заранее показать картинки, рассказать детям, как делали мебель раньше, как делают сейчас, какие материалы используются для изготовления мебели.

Дети любого дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию во время игры. Поэтому желательно обыгрывать каждый момент занятия, использовать стишки, песенки, сказки, игрушки. Оценка работ также должна проводиться в игровой форме.

Подготовка и проведение занятия по конструированию в младшей группе

Рассмотрим примеры нескольких занятий по конструированию в младшей группе детского сада.

Кубики и строительные конструкторы

Используя кубики и различные строительные конструкторы, можно провести множество тематических занятий. Тут и знакомство с мебелью, и построение мостов и арок, и строительство заборчиков, и укладка дорожек, и применение различных фигур для строительства.

В начале занятий можно объяснить, для чего служит та или иная деталь конструктора, что можно сделать с её помощью. Рассказать, что если вы собираетесь построить лестницу из кубиков, то чем больше запланировано ступенек, тем больше понадобится кубиков. Для объяснения понятий ширины и высоты можно использовать маленькую и большую машинки и построить для них подходящие ворота.

При изготовлении мебели также используйте различной величины: маленький мышонок спит на маленькой кроватке, а слоник - на большой. Научите делать детей скамеечки - высокие и низкие.

Используя кубики и различные строительные конструкторы, можно провести ряд интересных тематических занятий

Обязательно стройте дорожки - узкие, длинные, широкие, короткие. А затем пусть дети придумывают, как их использовать в игре. Можно коллективно придумать историю или сказку и разыграть её, используя небольшие игрушки.

При строительстве заборчиков задания надо усложнять от занятия к занятию. Сначала дети строят заборчик из одинаковых деталей, потом используют детали разной величины, чередуя их, затем можно брать не только разновеликие детали, но и различающиеся по цвету. Строить заборчики можно по образцу, сделанному воспитателем, или по картинке.

Загончики также можно обыграть, используя, например, фигурки птичек. Вот птички спрятались в загончик. Вот сели на столбики. Вот вылетели наружу. А вот летит хищная птица - надо быстрее спрятаться обратно.

Аппликация из осенних листьев «Львёнок»

Перед этим занятием необходимо провести предварительную работу. Потребуется распечататать на листе бумаги изображение львёнка из мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню». Также понадобится пластилин и двусторонний широкий скотч. Нужно приклеить скотч по краю бумаги, не отрывая верхний защитный слой - этим займутся ребята.

Накануне занятия на прогулке нужно насобирать красивых осенних листьев и оставить их просушиться между газетными листами и под гнётом (иначе листья скукожатся и станут ломкими). С этим вполне справятся дети.

Непосредственно перед занятием дети просматривают мультфильм. Воспитатель обсуждает с малышами, какая красивая у львёнка грива и как они сейчас будут делать такую из заготовленных листьев.

Аппликация из осенних листьев потребует небольшой предварительной работы

Воспитатель раздаёт детям листы с изображением львёнка и пластилин. По гриве на листе необходимо тонким слоем пальцами размазать пластилин, хорошо его размяв. Педагог показывает детям, как это делается. Потом сверху пластилина наклеивают красивые жёлтые, красные и оранжевые листья. Затем удаляется защитный слой со скотча и наклеиваются листья сверху - получилась рамка картины.

Объем работы у данного задания слишком большой для детей этого возраста, поэтому можно провести целых 4 занятия:

  1. Собираем листья и раскладываем их на просушку.
  2. Распределяем пластилин по гриве.
  3. Делаем гриву из листьев.
  4. Делаем рамку.

Аппликация из цветных салфеток «Зонтики»

Салфетки - прекрасный материал для детского творчества, который отлично развивает мелкую моторику. Для работы потребуется заранее распечатать контуры зонтиков на половинках листа А4.

Необходимые материалы:

  • клей-карандаш,
  • цветные салфетки,
  • тарелочки для шариков.

Перед началом занятия воспитатель рассказывает детям, почему идёт дождь, для чего нужен зонтик, историю зонтов, предлагает послушать песенки про дождик или читает стишки.

Сначала дети разрывают салфетки на приблизительно одинаковые кусочки, а затем скатывают их пальчиками в шарики. Сделав таким образом заготовки для аппликации, приступают к основному этапу. Контур зонтика заполняется клеем, и туда приклеиваются шарики из салфеток.

Тема: « Помогите зайке домик смастерить»

Программное содержание:

· Учить детей строить дом из кирпичиков, вертикально ставить их на небольшое расстояние друг от друга, а потом плотно прикладывать к ним с одной стороны горизонтально лежащий на длинной узкой стороне кирпичик.

· Познакомить детей с новой строительной деталью – призмой. Вместе с детьми обследовать её: показать пальцем уголки, проводить ладошкой по граням.

· Готовить детей к определению основных частей постройки (дом, стены, крыша, окно).

· Развивать желание общаться. Учить игровым действиям.

Словарная работа.

Активизация существительных: зайка, дом, стена, крыша, уголок, кирпичик, окно, солнышко, ленточки.

Прилагательные: большой, маленький, ровная, гладкая, острые, уютный, красивый, прочный.

Предлоги: в, на, под.

Материал: 3 кирпича синего цвета (крупный и мелкий строитель), призма (красный цвет), мягкая игрушка (большой зайка), маленькие зайчики для обыгрывания.

Ход занятия:

Дети входят в группу, слышится плач.

Воспитатель: Послушайте, дети, кто здесь плачет? Пойдемте поищем (находят зайку).

Воспитатель: Оленька, спроси: «Почему ты, заинька плачешь?»

Зайка: «У меня случилась беда, поднялся сильный ветер и поломал мой домик, в котором я живу».

Воспитатель: Дети, как помочь зайчику?

Дети: Новый домик построить. (воспитатель предлагает повторить, что дети будут строить)

Воспитатель: Не плачь, заинька, мы тебе построим новый дом. Дом будем строить из кирпичиков синего цвета. Из чего будем строить дом? (из кирпичиков)

Воспитатель: Юра, дай мне, пожалуйста, кирпичики красного цвета. Спасибо.

Воспитатель: Ребятишки, смотрите, я ставлю кирпичик на короткую, узкую сторону. Вот так. А другой кирпичик чуть дальше. Это стены. Скажи, Оля, что это? (стены) (хоровое и индивидуальное проговаривание)

Воспитатель берет призму и показывает детям. «Что это за кирпичик такой. Посмотрите, ребята, он похож на крышу. Проведите по ней ладошкой. Вот такая крыша. Найдите на крыше уголки (жест пальчиками). Так что же это у нас такое? (крыша – хоровые ответы). Умнички, дети! Чтобы зайке было уютно в домике, мы поставим крышу вот так.

Воспитатель: Но куда же наш зайка будет смотреть?

Дети: В окошко.

Воспитатель: Приставим еще один кирпичик на длинную, узкую сторону. Вот так. Это окошко. Вот и у тебя, зайка, есть теперь красивый домик с синими стенами, красной крышей и окошком. (обыгрывание) А теперь, малыши, стройте для заиньки домик, он хочет к каждому в гости прийти.

Дети строят, а воспитатель объясняет и помогает индивидуально (обыгрывание).

Это чей, это чей

Новый дом из кирпичей?

Это дети строят дом,

Чтобы зайки жили в нём.

Зайка заходит в гости в каждый дом.

(Раздается снова плач)

Воспитатель: Кто там еще плачет? Давайте, дети, поищем (дети находят маленьких зайчат).

Воспитатель: Лена, спроси, почему зайчата плачут?

Зайчата: Нам холодно.

Воспитатель: Давайте мы для них тоже построим домики, только из маленьких кирпичиков (дети строят за столами).

Воспитатель дает оценку от имени зайки каждому ребенку. «Вот у Оли какой чудесный домик получился, стены ровные. У Юры крыша прочная, не промочит дождь зайку. Вот какие домики получились удобные, прочные, уютные».

Воспитатель: Зайка и зайчата очень рады, что вы их выручили из беды, поэтому они хотят вас угостить (угощение яблочками).

Совместная игровая деятельность воспитателя с детьми.

Цель: Формировать интерес к самостоятельному созданию и обыгрыванию построек, развивать сюжетно-игровой замысел.

Задачи:

  • формировать умение выполнять постройки по образцу с показом основных приемов конструирования;
  • побуждать различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию;
  • содействовать развитию потребности в общении со взрослыми и сверстниками, повысить коммуникативную культуру;
  • способствовать развитию способности определять местоположение объекта и правильном его обозначении;
  • развивать понимание речи, расширять активный словарь ребенка за счет слов, обозначающих местоположение предмета;

Материал:

  • фрагмент из м/ф "Кошкин дом" (пожар);
  • мягкая игрушка - кошка;
  • три больших поролоновых модуля: 2 куба и 1 призма;
  • деревянный строительный материал (большой и маленький)
  • для каждого ребенка;
  • игрушки: дикие и домашние животные (большие и маленькие)
  • по количеству детей;
  • диск программы "Ладушки" "Топ-топ, каблучок" (полька "Добрый жук")

Ход занятия

Ребята, давайте поприветствуем весь мир:

(Дети выполняют ритуал приветствия).

(В конце приветствия дети обнимают друг друга).

А теперь давайте поиграем с нашими ручками и ножками,

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы топаем ногами,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

(Дети сопровождают текст, соответствующими движениями. На слово "кругом" дети бегут за воспитателем по группе, и находят, лежащий на полу диск с надписью "от Кошки".)

Ребята, на диске написано "от Кошки". Где же она? Кто же его сюда принес?

(Дети оглядывают по сторонам, ищут Кошку и не находят).

Как вы думаете, что на этом диске? Да, может быть, мультики, а может быть песенки, или звучит сказка?

(Дети высказывают свои предположения, что может быть записано на диске).

Сейчас мы его поставим в DVDплеер и узнаем, что на нем записано.

(Воспитатель вставляет диск в DVD плеер, сопровождает все свои действия пояснением, что и для чего делает).

(Дети видят на экране телевизора горящий Кошкин дом, смонтированный видеосюжет из м/ф "Кошкин дом").

Ребята, что случилось у Кошки? Кто пришел к ней на помощь? На чем едут пожарники? Удалось ли им потушить пожар?

(Воспитатель дает возможность детям прокомментировать происходящее).

Вам жалко Кошечку? Посмотрите какие у нее глаза? Вы хотите помочи кошке, построив для нее дом?

(Дети говорят, что кошечка плачет, она грустная и печальная: предлагают построить для нее дом.)

Молодцы ребята, какие вы добрые, отзывчивые "Друзья познаются в беде". Хорошо когда рядом есть такие великодушные дети, люди которые откликаются на помощь. (Воспитатель гладит и обнимает детей).

(Дети проявляют положительные эмоции).

Кто строит дом? Да правильно строители. Сегодня мы с вами будем строителями.

Воспитатель предлагает игру "Пальчики-строители".

Пальчики-мальчики, вы - строители,
На стройке поработать не хотите ли
Этот пальчик цемент и песок засыпает,
Этот воду туда добавляет.
Этот включает бетономешалку,
Чтобы раствор был похож на сметану.

Молодцы, хорошо поиграли наши ручки. А теперь пора приниматься за работу. Вот какие большие, красные кубики у нас есть. Из них мы сделаем стены, поставив, кубики рядом друг с другом.

(Дети помогают воспитателю переносить и устанавливать кубы рядом друг с другом.)

Что еще надо сделать? Чего не хватает нашему дому?

(Дети дают ответ).

Правильно, молодцы! Из чего сделаем крышу? Как называется эта деталь? На чем стоит крыша.

(Дети показывают нужную деталь, называют ее, помогают ставить ее кубы).

Правильно! Это призма. Повторите. (индивидуальная работа: воспитатель просит повторить каждого ребенка название детали (призма)).

Ребята смотрите, какой красивый дом для кошки у нас получился. Нравится он вам.

(Дети любуются домом, проявляют положительные эмоции).

Ребята, давайте покажем наш дом кошке. Давайте позовем кошку.

(Дети зовут кошку "Кошка иди к нам, кошка для тебя готов дом").

В группе появляется мягкая игрушка кошка.

Кошка: "Какой красивый дом вы для меня построили. Теперь мне не страшен мороз и ветер. У меня есть дом. Спасибо вам дети. А пока я пойду в дом, приготовлю все для новоселья".

Ребята, хотели бы вы построить каждый свой дом. Кто будет жить в твоем доме? Для кого ты его построишь (воспитатель спрашивает каждого ребенка).

(Дети показывают и берут ту игрушку, для которой хотят построить дом).

Какой величины будет твой дом? Какой дом хочешь ты построить? Большой или маленький? Какого цвета?

(Дети говорят какой дом каждый из них хочет построить).

Ребята, возьмите те кубики, которые вам нужны и постройте такой же дом как у кошки. Два кубика поставьте вместе. На кубики сверху поставьте призму.

(Дети отбирают нужный строительный материал, приступают к работе).

(Воспитатель уделяет внимание каждому ребенку, хвалит, помогает наводящими вопросами, уточняет размер и цвет постройки).

Молодцы, ребята! Какие красивые дома у вас получились. Сколько у нас домов? А сколько было? У нас получился целый город.

(Дети говорят, что теперь домов много, но не было, ни одного).

Воспитатель предлагает игру "Строим".

Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом - для киски,
Этот дом - для мышки,
Этот дом - для петушка,
Этот - для лошадки,
Этот дом - для курочки,
Этот - для коровки.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.

(Дети сопровождают текст соответствующими движениями, имитируют животных, согласно тексту).

Выходить кошка.

Кошка: Приглашаю всех на новоселье и ребят и игрушек.

Ребята, пойдемте к Кошке в гости. Свои игрушки возьмите с собой.

(Дети берут игрушки и ставят их рядом с Кошкой, около ее дома).

Звучит музыка.

Мальчики пригласите девочек на танец, взяв ее за руки.

(Дети танцуют, повторяя движения за воспитателем).

Ребята, вы сделали сегодня доброе дело - построили вместо сгоревшего дома новый. Вам понравилось помогать Кошке? Что вам еще сегодня понравилось?

Перспективное планирование по образовательной области

Художественное творчество конструирование вторая младшая группа

1. Столик для гномика

Цель: развитие творческого мышления, умения видеть возможности преобразования предметов, навыков конструирования.

Материалы:

  • пробка,
  • дно от спичечного коробка
  • кисточка для клея
  • клей.

Педагог предлагает имеющиеся материалы преобразовать таким образом, чтобы сделать столик для гномика. Он помогает детям нанести клей на одну из сторон пробки, на нее надеть коробок от спичек (получится столик). После работы дети играют с гномиками (игрушки из «киндер-сюрприза»).

2. Кроватка для гномика

Цель: развитие творческого мышления навыков конструирования, умения преобразовывать предмет, изменять его назначение.

Материалы:

Два коробка от спичек.

Педагог предлагает придумать, как можно использовать коробки от спичек. Затем показывает готовый результат своей работы - кроватку для гномика - и объясняет, как ее сделать: один коробок вставить в другой (перпендикулярно).

3. Шкаф для гномика

Цель: научиться аккуратно приклеивать детали, развивать творческие навыки и умение преобразовывать предмет, изменять его назначение.

Материалы:

  • две внутренние части спичечных коробков,
  • кисточка для клея, клей.

Педагог предлагает детям изготовить шкаф для гномика. Показывает образец, а затем последовательность действий: клей нанести на боковую часть одного спичечного коробка, приклеить боковыми частями спичечные коробки.

4. Забор

Цель: Воспитывать у детей умение выполнять указания педагога; закрепить умение замыкать пространство, ритмично располагая кирпичики на плоскости их длинной узкой стороной.

Материал:

  • десять - двенадцать кирпичиков на каждого ребенка
  • матрешки по одной на каждого ребенка
  • одно-два дерева
  • кукольная мебель

Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает, что у них на столе. Затем сообщает, что он покажет им, как из кирпичиков построить забор для сада. «Кирпичики нужно поставить так, чтобы сад получился большой. (При этом воспитатель сам строит забор, ставя кирпичики на длинную узкую плоскость, и говорит, что кирпичики надо ставить на узкую длинную сторону. Предварительно вспоминает с детьми, где длинная узкая сторона.) Вот и забор готов. Сделаем теперь сад. В саду растут деревья. (Ставит игрушечные деревья.) Под деревом стоит скамеечка. (Ставит скамеечку.) Матрешка Таня пойдет в сад гулять. Теперь вы постройте из кирпичиков забор для сада, где будут гулять ваши куклы. В садике деревья, скамеечки. Когда вы сделаете сад, можно поиграть». Дети приступают к постройке забора. Воспитатель следит, чтобы кирпичики они ставили правильно. В итоге занятия с готовыми постройками развертывается игра. Аналогично можно построить забор для сада, расставляя кирпичики вертикально.

5. Ворота

Цель. Учить детей располагать кирпичики вертикально; выполнять постройку в определенной последовательности, добиваясь точности в работе. Закреплять знание назначения постройки; формировать у детей понимание значения слов «высокий», «низкий».

Материал.

  • на каждого ребенка шесть кубиков и кирпичик
  • одну-две матрешки или автомашины, которые могли бы проходить через ворота.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям, что во время прогулки они видели ворота. Они высокие. Через ворота дети и взрослые входят на участок, во двор, въезжают и автомашины. «Посмотрите, какие ворота вы сейчас будете строить. Из чего они сделаны? (Из кубиков и кирпичика.) С одной стороны столько же кубиков, сколько с другой, а сверху кирпичики.

Теперь я научу вас строить ворота (первый вариант постройки). Сначала нужно поставить кубики друг на друга. Поставить ровно, чтобы ворота были красивые. На кубики сверху положить кирпичик. Если кубики стоят далеко друг от друга, их надо пододвинуть, но только так, чтобы могли свободно проходить матрешки. (Показывает как.) Вот и получились ворота высокие, красивые. Теперь вы сами постройте такие же высокие ворота. Что нужно поставить сначала? (Кубики.) Правильно, кубики. Только ровно их укладывайте, а то ворота будут некрасивыми и быстро сломаются». Когда дети справятся с постройкой ворот, можно предложить им поиграть, дополнить постройку по своему желанию. На последующих занятиях воспитатель предлагает детям построить другие ворота. Когда дети освоят приемы работы, они могут построить сад с воротами. После этого занятия в часы игр дети самостоятельно строят. Если у них появится желание сделать ворота, следует проследить, как они используют свои умения, правильно ли кладут строительный материал, в чем затрудняются, в необходимых случаях подсказать, помочь.

6. Мебель для кукол (стул, стол, диван)

Цель : Закреплять у детей представления о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, видеть их особенности, выделять зрительно основные части (у стола крышка и ножки, у стула сиденье, спинка, ножки и т.д.); закреплять умение правильно называть детали строительного набора, пользоваться этими названиями при анализе образцов; учить детей играть со своими постройками. Воспитывать умение внимательно слушать педагога выполнять его указания.

Материал:

  • Кубики
  • кукольная мебель

В начале занятия воспитатель показывает образцы: стол, стул, диван - и выясняет с детьми, из каких деталей сделан каждый из них, как детали расположены, в какой последовательности надо выполнять работу. Воспитатель побуждает детей к рассказу о виденном. Например, привлекает внимание детей к образцу и просит рассказать, как можно сделать диван, из каких деталей; из чего сделать сиденье, спинку, как при этом ставить кирпичики. Конечно, дети сразу все не расскажут, но смогут ответить на вопросы.

После того как педагог выяснит с детьми, из чего и как сделаны образцы мебели, можно предложить детям построить их самостоятельно. При этом воспитатель распределяет работу так, чтобы дети, сидящие за одним столом, выполняли разные образцы: один строит стол, другой - диван и т. д. Воспитатель следит за работой, поощряет усердие малышей. В итоге занятия воспитатель говорит: «На столе у нас посуда. Подумайте, как можно поиграть. Возьмите кукол, посуду и поиграйте. Куклы будут приходить в гости, сядут за стол; чем их будете угощать, о чем будете с ними говорить? Дети объединяют свои постройки, и развертывается игра, в ходе которой они убеждаются в практической надобности своих работ.

7. Домик для куклы

Цель: Формировать у детей обобщенные представления о домах, умение отражать в постройке эти представления; передавая основные их признаки, учить делать несложное перекрытие, выполнять постройку в нужной последовательности; познакомить с новой деталью - призмой.

Материал:

  • строительный материал
  • пять кирпичиков и две трехгранные призмы
  • матрешка

В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на новую деталь - призму - и сообщает, что сегодня они научатся строить домик для своей матрешки. Воспитатель читает стихотворение:

Строим дом, дом большой, и с крылечком и с трубой. Это чей, это чей?

Новый дом из кирпичей? Это дети строят дом, чтобы куклы жили в нем.

Затем воспитатель строит образец и показывает детям, каким должен быть дом для матрешки, где у него стены, окна, дверь, крыша. Объясняет, как надо строить дом: «Сначала поставим кирпичик. (Ставит кирпичик на узкую длинную грань.) Это будет задняя стенка дома; к кирпичику приставим еще по два кирпича, поставим их рядом с одной и с другой стороны. Сверху сделаем у домика крышу из призм. (Ставит две призмы.) Вот и домик. Сзади у домика окно, а спереди - дверь. В домике будет жить матрешка.

Теперь вы постройте своим матрешкам домики. Что вы сначала будете делать? (Стены из кирпичиков, потом крышу.) Правильно». Дети строят, а воспитатель наблюдает за их работой, добиваясь, чтобы выполняли они ее в предложенной последовательности. Тем, кто закончит постройку дома, разрешить поиграть. Если ребенок не может ничего придумать, воспитатель советует, как развернуть игру.

8. Геометрическая мозаика

Цель: Уметь собирать рисунок из различных геометрических фигур,

различных по цвету и форме, используя схемы и образцы. Развивать внимание, аккуратность.

Материал:

  • наборы геометрических фигур
  • схемы - образцы

Воспитатель повторяет с детьми название геометрических фигур, их цвет, а затем предлагает детям собрать из них разнообразные предметы, изображенные на схемах - образцах. Дети подбирают фигуры, накладывая их поверх образца. Воспитатель помогает, по мере необходимости.

9. Лесенка для петушка

Цель: Учить детей, ориентируясь на образец, выполнять постройку и называть отдельные детали.

Материал:

  • кубики, строительного материала
  • пластилин
  • игрушка - петушок Воспитатель читает загадку:

Не княжеской породы, а ходит в короне. Не всадник, а со шпорами. Сам рано встает, и другим спать не дает.

Показывает игрушку - петушка и рассказывает сказку «Петушок и бобовое зернышко». По окончании рассказа предлагает детям построить для петушка лесенку, чтобы он мог взлететь повыше и разбудить всех. Дети конструируют лесенки из кубиков и пластилина, а затем играют с ними.

10. Конструктор

Цель: Развивать воображение, память, ориентироваться на плоскости, составляя целое из частей.

Материал:

  • наборы геометрических фигур
  • фланелеграф, демонстрационный материал

Педагог предлагает детям составить картинки из геометрических фигур. Выясняет, какие фигуры знакомы детям, какого они цвета, размера. Затем педагог на фланелеграфе показывает детям, как из этих фигур можно построить картинки.

Взял треугольник и квадрат, из них построил домик.

И этому я очень рад. Теперь живет там гномик.

Мы поставим два квадрата, а потом огромный круг,

А потом еще три круга, треугольный колпачок,

Вот и вышел развеселый чудачок.

Дети рисуют вслед за педагогом, различные картинки.

11. Грузовик

Цель: Учить сооружать постройки, делать её устойчивой.

Материал:

  • строительный набор
  • игрушечный грузовик
  • игрушка кошка

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Грузовик» и показывает грузовую машину, а в ней игрушка - кот. Педагог предлагает детям, сделать для кота грузовую машину из конструктора., предварительно уточнив у них:

  • что есть у грузовика?
  • почему машина называется грузовой?
  • сколько колес?
  • кубики какой формы нужно взять для выполнения грузовика. Воспитатель показывает, как надо сделать машину. Дети выполняют задание.

12. Самолет.

Цель: Развивать моторику мелких мышц. Учить детей выделять части самолета (корпус, крылья, хвост). Собирать картинку самолета из мозаичных частей.

Материал:

  • мозаика картинки самолета
  • игрушка самолет
  • плоскостное изображение игрушки (зайчик, мишка, кошка и т.д.)

Воспитатель читает стихотворение А.Барто «Самолет», показывает детям игрушку, рассматривает её и уточняя детали самолета (хвост, крылья, корпус).. Предлагает детям собрать картинки своих самолетов и покатать на них своих друзей.

13. Речка

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Учить детей выкладывать широкими и узкими полосками рисунок по образцу.

Материал

  • полоски ткани (широкие и узкие)
  • шапочки «капельки»

Воспитатель загадывает загадку: Педагог говорит о том, что Волшебница вода в гости к детям пришла, игру веселую принесла. Подвижная игра: «Капельки». Дети надевают шапочки капелек.

Воспитатель рассказывает: Жили-были на одной тучке веселые капельки. Полетели капельки на землю. Попрыгали, побегали, поиграли (дети свободно двигаются по группе). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети, взявшись за руки, составляют ручейки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединиться в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой - пребольшой океан (дети перестраиваются в круг). Плавали - плавали в океане, а потом вспомнили. Что мама-Тучка наказывала вернуться домой. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме - Тучке. Затем воспитатель предлагает детям еще раз из маленьких «ручейков» {показывает узкие ленточки) сделать большую широкую речку.

14. Рисунок и постройка

Цель: Учить детей строить по рисунку постройку, используя кирпичики из строительного материала. Развивать творческое воображение, мышление.

Материал

  • строительный набор,
  • рисунок - образец

Воспитатель раздает детям картинки - схемы и предлагает им, используя кубики из строительного материала, построить, такую же картинку, как на рисунке. Побуждать детей использовать кубики различных цветов.

15. Постройка из песка: горка

Цель: Знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка. Развивать творческую инициативу, учить моделировать.

Материал:

  • песок
  • лопатки
  • вода
  • игрушка - мишка

Воспитатель знакомит детей со свойствами песка. Спрашивает, из какого легче строить - из сырого или сухого? Предлагает построить горку для Мишки.

16. Норка для мышки

Цель: Продолжать показывать детям различные свойства песка. Учить делать постройки из влажного песка. Развивать творческое воображение.

Материал:

  • Песок
  • Лопатки
  • Игрушка - мышка

Вместе с детьми воспитатель повторяет различные свойства песка: песок сухой -сыпучий, постройки сделать сложно; поливаем водой - песок становиться влажным и из него можно делать различные постройки. Воспитатель показывает мышонка и предлагает сделать ему норку из песка, предварительно смочив его водой. Если дети быстро и легко справились с заданием, можно предложить им вылепить куличи и угостить ими мышонка.

17. Башня

Цель : Учить детей анализировать образец; развивать умение различать и называть отдельные детали, пользоваться этими названиями в своей речи; закреплять умение располагать детали в высоту.

Материал:

  • семь кубиков на каждого ребенка
  • пять кирпичиков

На столе у воспитателя находится образец готовой постройки. Воспитатель сообщает, что сегодня дети будут строить такую же, как стоит у него на столе, башню. Обращает их внимание на то, что башня высокая, красивая. Затем спрашивает у детей, что лежит на столе. (Кубики, кирпичики) Если кубики и кирпичики цветные, просит сказать, какого они цвета, из чего сделана башня. Дети рассматривают башенку и рассказывают, из каких деталей она построена. Воспитатель предлагает посмотреть, как нужно строить такую башню (строит сам и объясняет): «Сначала нужно положить с обеих сторон кубики, они будут внизу, на кубики положить кирпичик на широкую сторону. На этот кирпичик поставить два кирпичика на узкую короткую сторону. Эти кирпичики накрыть еще одним кирпичиком. Для этого надо положить его на какую сторону? - Правильно, на широкую. Спереди внизу положим еще один кирпичик. Это крылечко. Что у нас получилось? Правильно, получилась высокая, красивая башня. Запомнили, как ее делать? Что нужно сначала сделать? Положить кубики. Вот такую башню вы и постройте сами».