Понятие и сущность пособия по безработице. Безработица: формы, причины и последствия. Причины и последствия безработицы

Одно из самых острых и негативных социально-экономических явлений – безработица . Ситуация, при которой значительная часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу, чревата целым рядом серьезных последствий. В политическом и социальном плане, это большой стресс для общества, ведущий к росту недовольства народа. С точки зрения экономики безработица говорит о неэффективном и неполном использовании трудовых и производственных ресурсов. Но при всем при этом, совершенно избавиться от безработицы невозможно, всегда будет сохраняться некоторый естественный ее уровень.

Понятие безработицы и экономически активного населения

(unemployment ) – наличие в стране части экономически активного населения, которая желает и способна трудиться, но не может найти работу.

Экономически активное население – жители страны, которые обладают самостоятельным источником средств к существованию, либо желают и потенциально могут его иметь.

  • занятыми (наемные работники, предприниматели);
  • безработными.

Синонимом понятию экономически активного населения является термин – рабочая сила (labor power ).

Безработный - человек, в возрасте 10-72 лет по определению МОТ (в России в возрасте 15-72 лет по методологии Росстата), который на дату проведения исследования:

  • не имел работы;
  • но искал ее;
  • и был готов к ней приступить.

Показатели уровня безработицы и ее продолжительности

Одни из важнейших показателей, характеризующих явление безработицы, это ее уровень и продолжительность.

Уровень безработицы – доля безработных в общей численности экономически активного населения определенной возрастной группы.

где: u – уровень безработицы;

U – численность безработных;

L – численность экономически активного населения.

Важное понятие – естественный уровень безработицы, «естественный» потому что даже при самых благоприятных экономических условиях будет пусть небольшой, но некоторый процент безработных. Это люди, которые могут, но не хотят работать (например, у них имеются выгодные инвестиции и они живут на проценты, как раньте).

Естественный уровень безработицы – уровень безработицы при обеспечении полной занятости рабочей силы.

То есть это процент безработных в ситуации, когда все желающие трудиться могут найти себе работу. Этого можно достичь при условии максимально рационального и эффективного использования рабочей силы.

Полная занятость экономически активного населения предполагает наличие в стране только структурной и фрикционной безработицы. Поэтому естественный уровень безработицы можно рассчитать как их сумму:

где: u * – естественный уровень безработицы;

u фрикц. – уровень фрикционной безработицы;

u структ. – уровень структурной безработицы;

U фрикц. – численность фрикционных безработных;

U структ. – численность структурных безработных;

L – численность рабочей силы (экономически активного населения).

Продолжительность безработицы – период, в течение которого человек ищет и не может найти работу (то есть является безработным).

Фрикционная, структурная, циклическая и другие формы безработицы

Можно выделить следующие важнейшие формы безработицы :

1. Фрикционная – безработица, обусловленная добровольным поиском работником нового лучшего места работы.

В этом случае работник сознательно увольняется с прежнего рабочего места и ищет другое, с более привлекательными для него условиями труда.

2. Структурная – безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на рабочую силу, вследствие которых образуется несоответствие между требованиями к претендентам на свободные рабочие места и квалификацией безработных.

Причинами структурной безработицы могут быть: ликвидация устаревших профессий, изменения в технологии производства, масштабная перестройка всей экономической системы государства.

Различают две разновидности структурной безработицы :

  • деструктивная - с негативными последствиями;
  • стимулирующая - побуждающая работников повышать квалификацию, переучиваться на более современные и востребованные профессии и пр.

3. Циклическая – безработица, вызванная спадом производства во время соответствующей

Кроме того, различают и другие виды безработицы :

а) добровольная – вызвана нежеланием людей трудиться, к примеру, при снижении уровня заработной платы.

Добровольная безработица особенно велика во время фазы экономического пика или бума. При спаде экономики ее уровень снижается.

б) вынужденная (безработица ожидания) – появляется тогда, когда люди могут и согласны работать при данном уровне заработной платы, но они не могут найти работу.

Причиной вынужденной безработицы, к примеру, может быть негибкость рынка труда в отношении заработной платы (борьба профсоюзов за высокие зарплаты, установление государством МРОТа). Часть работников готова работать за маленькую зарплату, но работодатель просто не может их устроить по таким условиям. Поэтому он возьмет меньшее число работников, более квалифицированных и на более высокую зарплату.

в) сезонная – безработица характерная для некоторых отраслей экономики, где потребность в рабочей силы зависит от времени года (сезона).

Например, в сельскохозяйственной отрасли во время посева или сбора урожая.

г) технологическая – безработица, вызванная механизацией и автоматизацией производства, вследствие которой производительность руда резко возрастает и требуется меньшее число рабочих мест с более высоким уровнем квалификации.

д) зарегистрированная – безработица, характеризующая незанятое экономически активное население, официально состоящее в этом качестве на учете.

е) скрытая – безработица, фактически существующая, но официально не признанная.

Примером скрытой безработицы может быть наличие лиц, формально трудоустроенных, но фактически не работающих (во время спада многие производственные мощности простаивают и рабочая сила оказывается задействованной не в полной мере). Или это могут быть люди желающие работать, но не зарегистрированные на бирже труда.

ж) маргинальная – безработица слабо защищенных социальных слоев (женщины, молодежь, инвалиды).

з) неустойчивая – безработица, вызванная временными причинами.

Например, увольнение в сезонных отраслях экономики после окончания «горячего» сезона или добровольная смена людьми своих рабочих мест.

и) институциональная – безработица, спровоцированная вмешательством профсоюзов или государства в установление уровня заработной платы, который в результате становится отличным от того, что мог бы сформироваться на естественным путем.

Причины и последствия безработицы

Факторов, которые могут инициировать рост безработицы множество. Можно выделить следующие основные причины безработицы :

1. Структурные усовершенствования в экономике – появление и внедрение новых технологий и оборудования может привести к сокращению рабочих мест (машины «вытесняют» человека).

2. Сезонные колебания – временные изменения в уровне производства продукции и предоставления услуг (а соответственно и количестве рабочих мест) в отдельных отраслях.

3. Цикличность экономики – во время спада или кризиса потребность в ресурсах, в том числе и трудовых, снижается.

4. Демографические изменения – в частности рост трудоспособного населения может привести к тому, что спрос на рабочие места будет расти быстрее, чем их предложение, что и приведет к безработице.

5. Политика в сфере оплаты труда – меры государства, профсоюзов или руководства компаний по повышению минимального размера оплаты труда, могут вызвать рост производственных издержек и снижение потребности в рабочей силе.

Ситуация, когда трудоспособное население не может найти работу, не безвредна, и могут быть серьезные последствия безработицы:

1. Экономические последствия:

  • сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления (в частности от );
  • рост затрат общества – на общество в лице государства ложится бремя поддержки безработных: выплата пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т. д.;
  • снижение уровня жизни – лица, ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается;
  • недополученный выпуск продукции – в результате неполного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.

Закон Оукена Показать

Закон Оукена (Okun"s law ) – назван в честь американского экономиста Артура Мелвина Оукена.

Он гласит: превышение уровня безработицы над уровнем естественной безработицы на 1% вызывает снижение реального ВВП относительно уровня потенциального ВВП на 2,5% (выведен для США в 1960-е годы; сегодня и для других стран численные значения могут быть иными).

где: Y - фактический ВВП;

Y * - потенциальный ВВП,

u цикл. - уровень циклической безработицы;

β - эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2,5). У каждой экономики (страны) в зависимости от периода будет свое значение коэффициента β.

2. Неэкономические последствия:

  • обострение криминогенной ситуации - больше краж, грабежей и пр.;
  • стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, сильный психологический стресс;
  • политические и общественные беспорядки – массовая безработица может вызвать острую социальную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и привести к бурным политическим переменам.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

Одним из видов социального обеспечения безработных граждан в стране является пособие по безработице.

Правовое регулирование отношений, связанных с социальной защитой безработных граждан (безработные), осуществляется Законом РФ от 19 апреля 1991 г.

«О занятости населения в Российской Федерации».

Среди государственных гарантий безработным, установленных названным законом, предусматривается также выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости.

Указанные денежные выплаты осуществляются и в период временной нетрудоспособности безработных.

Право на их получение имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, т. е. имеющие статус безработных.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней . Безработным признается и инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о характере и условиях доступного для него труда, выданное в установленном порядке, но не имеющий работы, ищущий ее и готовый приступить к ней .

Решение о признании гражданина безработным принимает орган службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предоставления им соответствующих документов (паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке и т. д.).

Некоторые граждане в силу закона не признаются безработными и, следовательно, не имеют права на получение пособия. К ним относятся следующие граждане:

♦ не достигшие 16-летнего возраста;

♦ которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

♦ отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

♦ не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

♦ осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

♦ представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

В период, когда граждане признаны безработными, им гарантируются: социальная поддержка, бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости, бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение, финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Для отдельных категорий населения установлены дополнительные гарантии занятости, например создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (организации для труда инвалидов), установление квоты для приема на работу инвалидов, обучение по специальным программам и др.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, пользование лечебными учреждениями, а их детям – детскими дошкольными учреждениями.

Основанием для выплаты пособия по безработице является признание гражданина в установленном порядке безработным. При этом безработные граждане регистрируются в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц.

Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным безработными, но не трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Изложенное позволяет сформулировать следующее понятие: пособие по безработице – это денежная выплата гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с целью возмещения утраченного заработка или социальной (материальной) их поддержки за счет средств государственного бюджета.

Еще по теме 5.1. Понятие пособия по безработице:

  1. § 6. Пособие по безработице Круг лиц, имеющих право на пособие по безработице, сроки выплаты пособия и его размер

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 " "; далее – закон о занятости).

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка ().

Пособие не может выплачиваться более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Безработные граждане, которым так и не удалось устроиться на работу по истечении первого периода выплаты пособия, имеют право на повторное получение пособия по безработице. Общий период выплаты пособия для них не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев ().

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц ().

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем ().

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до трех месяцев. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более трех месяцев и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости ().

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей ().

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, причем на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). Если гражданин работал на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели), проводится пересчет, чтобы понять, составит ли общий период работы на таких условиях 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) ().

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 " ").

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца – в размере 60% заработка;
  • в дальнейшем – в размере 45% заработка.

Но во всех случаях сумма не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины пособия по безработице ().

Во втором 12-месячном периоде выплаты пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на районный коэффициент при наличии последнего.

В 2017 году минимальный размер пособия составляет 850 руб., а максимальный – 4,9 тыс. руб. ().

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия ().

Служба занятости вправе ограничить размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца ().

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет, но при условии, что они потеряли родителей или остались без их попечения до 18 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ " ").

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 " ", постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП " ").

Гарантии социальной поддержки безработных установлены Законом Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Статьей 28 этого Закона определено, что государство гарантирует безработным, в частности, выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Пособие по безработице обладает теми же признаками, что и иные виды пособий, при этом имеет существенное отличие. Что касается общих признаков, то пособие, прежде всего, представляет собой денежную выплату.

Указанная денежная выплата представляет собой один из видов пособий по социальному обеспечению.

Эта выплата гарантирована государством. Гарантированность проявляется в том, что право на пособие регулируется законодательством, и немедленно, полно реализуется при наступлении определенных обстоятельств. Если же требования законодательства не исполняются, то право на пособие реализуют в принудительном порядке. Если у работника есть право на пособие, то он может защищать свое нарушенное право при не выплате пособия, либо в административном, либо в судебном порядке.

Как и любое пособие, пособие по безработице является временной помощью.

Со всеми остальными пособиями, пособие по безработице объединяется еще одним признаком – целевым назначением, поскольку цель пособия – полностью или частично компенсировать временно утраченный заработок.

По своей видовой принадлежности с учетом сроков выплат пособие по безработице следует отнести к периодическим пособиям, т.е. выплачиваемым в течение определенного периода.

По источникам выплат рассматриваемое пособие относится к тем, что выплачиваются за счет средств бюджета.

У пособия по безработице есть и иные особенности, главная из которых, выражается в том, кто является адресатом этого пособия. Речь идет о гражданах, которые признаны в установленном порядке безработными.

Следует акцентировать внимание на том, как Закон о занятости определяет безработных. Закон определяет безработных как трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в органах службы занятости для поиска подходящей работы. Эти граждане находятся в состоянии поиска работы и проявляют готовность приступить к ней. В структуре заработка не полежит учету выходное пособие и сохраняемый средний заработок тем гражданам, что уволены из организаций или с военной службы без учета их организационно-правовой формы и формы собственности по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации (ст. 3 Закона N 1032-1).

Признание гражданина безработным осуществляется решением органов службы занятости в соответствии с местом жительства. Для этого дается срок - 11 дней со того момента, когда в службу занятости были предъявлены документы: паспорт, трудовая книжка или документы, которые их заменяют. Также нужны документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справка о среднем заработке за последние три месяца на последнем месте работы, а если гражданин ранее не работал и не имеет профессии (специальности), то ему необходим паспорт и документа об образовании.


Те граждане, что относятся к категории инвалидов, должны для получения статуса безработного представить также индивидуальную программу реабилитации, которая выдана в установленном порядке и содержит заключение о том, какой характер и условия труда рекомендуются лицу.

Ответ на вопрос о том, в каком порядке происходит регистрация граждан для поиска подходящей работы, как регистрируют безработных граждан и какие требовании установлены для подбора подходящей работы, мы можем найти в Постановлении Правительства РФ от 07.09.2012 N 891.

Для безработного гражданина устанавливаются следующие требования (абз. 1 п. 1 ст. 3 Закона о занятости):

Это должно быть трудоспособное лицо;

У него нет работы и заработка. Как уже было сказано при этом не учитывается выплаченное выходное пособие и средний заработок, который сохраняется для уволенных в связи с ликвидацией организации, либо по причине прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, или в связи с сокращением численности или штата работодателя;

Нужно иметь статус зарегистрированного в органах службы занятости;

Это только находящиеся в поиске работы и готовые приступить к ней.

Причем не каждый в этих условиях может быть признан безработными. В любых обстоятельствах безработным не могут быть:

Подросток, которому нет 16 лет;

Лицо, получающее трудовую пенсию по старости или её часть; либо пенсию по старости или за выслугу лет в связи с государственным пенсионным обеспечением;

Те граждане, что в течение 10 дней после регистрации в органах службы занятости для поиска подходящей работы отказались от двух вариантов подходящей работы, даже если это работа временного характера. В отношении ранее не работавших и не имеющих профессию (специальность) – действует иное правило: они не станут безработными, если дважды отказались от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, в том числе временной. Стоит учитывать, что гражданину нельзя предлагать одну и ту же работу (профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

Лица, которые не явились без уважительных причин в течение 10 дней после их регистрации для поиска подходящей работы в органы службы занятости для получения предложения по подходящей работе, а также те, что не явились в срок, который был установлен органами службы занятости чтобы их зарегистрировать как безработных;

Лица, которым суд назначил наказание в виде исправительных работ, а также к наказание в виде лишения свободы;

Лица, которые представили документы о том, что у них отсутствует работа и заработок, и эти документы содержат заведомо ложные сведения, либо в документах есть недостоверные данные для признания лица безработным.

Сведения о том, когда зарегистрированному лицу нужно посетить государственное учреждение службы занятости населения чтобы подобрать подходящую работу, вносятся в специальный регистр, где записаны получатели государственных услуг в сфере занятости населения - физические лица. Зарегистрированное лицо уведомляется о дате посещения указанного учреждения письменно (под роспись).

Граждане, получившие отказ от службы занятости, могут "попытать счастья" еще раз - через месяц со дня отказа.

В Определении ВС РФ от 13.06.2012 N 74-АПГ12-6 прозвучало, что законодательство о занятости населения распространяется в том числе на иностранных граждан и лиц без гражданства. В этом случае нужно учитывать, что для признания гражданина безработным должен быть соблюден ряд условий, в частности органы службы занятости населения принимают решение о признании гражданина безработным при условии, что он зарегистрирован по месту жительства. Соответственно, иностранные граждане, представившие в службу занятости населения документы о временном пребывании, не могут быть зарегистрированы в качестве безработных.

Если же статус безработного приобретен, то это означает возникновение права на пособие по безработице.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что пособием по безработице следует считать периодическую денежную выплату гражданам, которые признаны в установленном порядке безработными, имеющую цель возместить утраченный заработок за счет средств государственного бюджета.

Обращаясь в суд, за защитой прав, связанных с размерами и порядком выплаты пособия по безработице, граждане должны знать, что исковые требования о перерасчете размера пособия по безработице не подлежат оплате государственной пошлиной в силу положения подп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий. Так, по одному из дел определением судьи истцу, обратившемуся в суд о признании безработным, восстановлении в качестве безработного, возложении обязанности совершить определенные действия и произвести перерасчет пособия по безработице. отказано в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины, указанное исковое заявление оставлено без движения, предложено представить в суд доказательства уплаты государственной пошлины. Однако, судебная коллегия с таким решением не согласилась, указав, что с учетом пп.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ пошлину истец платить не должен по причине того, что речь идет о специальной категории дел.

Одним из видов гарантированной государством материальной поддержки является назначение и выплата безработным гражданам пособия по безработице.

Пособие по безработице -- это периодические денежные выплаты из средств Государственного фонда занятости населения РФ, предоставляемые гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в целях материального обеспечения безработного и нетрудоспособных членов его семьи в период поиска подходящей работы.

Закон о занятости населения предусматривает предоставление государством социальных гарантий и компенсаций безработным гражданам. Организационно-правовой формой и методом социальной защиты безработных стало государственное социальное страхование по безработице.

Оно охватывает все трудоспособное население и предоставляет защиту в случае безработицы всем застрахованным независимо от причины увольнения.

Обязательным условием признания граждан безработными, начисления и выплаты им пособия по безработице является их регистрация в органах службы занятости по месту жительства. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации они признаются безработными с первого дня предъявления соответствующих документов.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно с при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.

Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью соответственно 25 и 29 лет, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

При этом общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Размеры пособия по безработице. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы; имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

а) в первом (12-месячном) периоде выплаты:

В первые три месяца -- в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

В следующие четыре месяца -- в размере 69%;

В дальнейшем -- в размере 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума;

б) во втором (12-месячном) периоде выплаты -- в раз-мере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Пособие по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

а) в первом (шестимесячном) периоде выплаты -- в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;

б) во втором (шестимесячном) периоде выплаты -- в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ. Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию и признанным безработными, пособие по безработице начисляется:

а) в первом (шестимесячном) периоде выплаты -- в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;

б) во втором (шестимесячном) периоде выплаты -- в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Решение об этом принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

* признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным Законом о занятости населения;

* прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии

* длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

* переезда безработного в другую местность;

* попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

* осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

* назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, либо трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

* отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

* смерти безработного.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

* отпуска по беременности и родам;

* выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

* призыва безработного на военные сборы; привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период твыплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

* неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

* отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

* отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

* отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию;

* явки безработного на перерегистрацию в состояни опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ (порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством РФ);

* увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

* нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

* самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.