Роль музыкальных праздников в развитии личности дошкольника. Значение музыки в воспитании ребенка-дошкольника. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Праздник занимает особое место в воспитании детей дошколь­ного возраста. Его основные задачи:

■ создать радостное настроение, вызвать положительный эмоцио­нальный настрой;

■ обогатить новыми впечатлениями, сформировать разнообраз­ные эмоции и чувства, являющиеся важнейшим условием раз­вития личности;

■ воспитать праздничную культуру (традиции праздников, госте­вой этикет).

Поэтому праздники в дошкольном образовательном учреждении должны быть яркими, наполненными радостью и весельем, торже­ственными событиями, оставляющими неизгладимый след в памяти ребенка.

Музыка является ведущим компонентом праздника и, объединяя синтез искусств - художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство (оформление) и др., создает у детей эмо­циональный настрой. Определяющими в подборе музыки являются тематика и содержание праздников.

Сегодня тематика праздников самая разнообразная, но особое значение имеют календарные праздники (Осенины, Новый год, Рождество, Масленица и др.), традиционные для нашей страны праздники, посвященные знаменательным датам (8 Марта, День за­щитника Отечества, День Победы и др.), выпуск детей в школу, а также зимние и летние спортивные праздники.

Основную идею праздника следует доносить до детей в образной форме, а его содержание должно позволить каждому ребенку про­явить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности.

Педагогическое руководство на празднике носит организующий характер. В процессе подготовки к празднику задачи воспитателя и музыкального руководителя заключаются в тщательном продумы­вании сценария, в распределении ролей, в выстраивании опреде­ленной последовательности музыкально-литературного материала, инсценировок, аттракционов и сюрпризных моментов.

К обсуждению замысла сценария привлекаются также старший воспитатель (методист) и родители. Определяются лица, отвечающие за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, изготовление атрибутов и т. д.


Большое разнообразие в программы праздников вносят высту­пления взрослых. Они повышают настроение детей, обогащают их новыми впечатлениями, объединяют детский и педагогический кол­лектив общими чувствами.

Особенно важна роль воспитателя в процессе всей подготови­тельной работы, поскольку именно в этот период до сознания ребен­ка доносится содержание праздника. От воспитателя зависит появ­ление у детей эмоционального подъема, который при правильной организации работы нарастает с приближением праздника. В ходе праздника от него во многом зависит поддержание хорошего, радост­ного настроения детей. Он должен уметь подбодрить застенчивых детей, вовремя остановить расшалившихся. Он следит за выступле­ниями детей своей группы, своевременно меняет детали костюмов, подсказывает, когда нужно выходить на игру или пляску, помогает детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, при­нимает участие в общих плясках, играх, танцах, песнях.

Очень важен выбор ведущего. Им должен быть педагог, обладаю­щий культурой общения, доброжелательностью, хорошо знающий воспитанников, находчивый, артистичный, инициативный, умею­щий непринужденно держаться.

На праздниках для детей младшего дошкольного возраста в каче­стве ведущих можно использовать игрушку, игровой персонаж (или несколько игровых персонажей), которые озвучиваются взрослым. Программа праздника должна строиться на ранее освоенном материале, из которого отбираются произведения, наиболее ярко исполняемые детьми. Для этого необходимо тщательно осуществить перспективное планирование, чтобы без спешки подготовиться к празднику. Вместе с тем важно, чтобы к моменту его проведения дети не были утомлены и не утратили свежести впечатлений.

При разработке сценария прежде всего учитывается возраст детей. И организация праздника, и подготовка к нему должны от­вечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Необходимо также предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

От возрастных особенностей дошкольников зависит также и про­должительность праздника:

■ для детей младшего и среднего возраста - от 20 до 30 минут;

■ в старшем и подготовительном к школе возрасте - не более 1 часа. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и

взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.


Кроме того, произведения, используемые на празднике, должны быть высоко художественными, интересными и доступными для

ребят. Ведь только хороший поэтический текст, выразительная ме­лодия могут оставить яркие художественные впечатления, и только свободная естественная исполнительская деятельность вызывает у детей удовольствие.

В процессе подготовки праздника необходимо сохранять у детей яркость впечатлений от выступлений сверстников и взрослых в процессе проведения самого праздника, поэтому при его подготовке нежелательно повторять всю программу праздника в присутствии всех детей. Не следует проводить много объединенных музыкальных занятий для групп, участвующих в празднике.

Дети, приходя в зал, по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понра­вились (особенно ценно, если это находит отражение в самостоя­тельной деятельности детей). Это позволяет еще раз получить удо­вольствие от выступления.

Впечатления от праздника закрепляются и на музыкальных за­нятиях, когда на них проводятся игры, пляски, из программы празд­ника исполняются песни по желанию детей. Этому также способству­ет отражение полученных впечатлений в рисунках, лепке, рассказах и беседах. При этом впечатления детей, отраженные в творческих играх, рисунках, высказываниях, помогают воспитателю понять, на­сколько материал праздника был интересен и близок детям.

В качестве главного критерия успешности праздника психологии (Е.А.Дубровская, Г.А.Праслова и др.) выделяют эмо­циональную окрашенность его атмосферы, которую определяют: непринужденность поведения детей, активность, заинтересован­ность происходящим, радостные эмоции. Чем больше на празднике будет сюрпризов, неожиданностей, тем больше он будет соответ­ствовать своему главному назначению: доставлять радость.

Кроме того, критериями успешности праздника являются:

■ интересный сценарий, умение распределять роли с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей детей, праздничное оформление зала;

■ организационные моменты праздника, согласованность работы всего педагогического коллектива при подготовке и проведении праздника;


■ слаженность действий и художественность исполнения взрос­лыми своих ролей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми;

■ качество детских выступлений в музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности во время праздника;

■ качество используемого музыкального репертуара и качество его исполнения, его доступность, художественность и соответ­ствие тематике праздника.

Рассматривая данную форму организации музыкальной деятель­ности дошкольников, Е.А.Дубровская говорит о том, что при сохра­нении всех лучших традиций проведения праздничных утренников, сложившихся в отечественной системе дошкольного образования, представляется перспективным:

■ отход от сложившейся модели утренника как спектакля или эстрадного шоу для родителей;

■ запрет излишней заорганизованности, когда детей изматывают постоянными репетициями;

■ подготовка праздника в естественной обстановке, а не натаски­вание на музыкальных занятиях;

■ тесный контакт с родителями, основанный на взаимопонимании общих задач и целей в нравственно-эстетическом воспитании детей, их участие в празднике.

Воспитательный и развивающий потенциал праздника можно усилить за счет изменения формы его организации. Здесь целесоо­бразно различать мероприятия, дела и игры (И.В.Титова) (схе­ма 30).

Мероприятия - это праздники, организуемые педагогами для воспитанников, дети здесь выступают как исполнители, участники. Это традиционная, широко распространенная форма организации праздника. Ее специфика: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые взрослыми вместе с детьми. Дети принимают участие не только в исполнении, но и в моделировании праздника: в выборе

Схема 30


сюжета, героев для праздника, в разработке их костюмов, сцениче­ского поведения и пр. Так, например, в качестве своеобразного ал­горитма моделирования праздничного утренника детям можно предложить следующую схему, которую совместно с детьми необ­ходимо наполнить содержанием: выбор персонажа для праздника (например: Снежная Королева, Карлсон, Незнайка, Золушка и др.); гости; убранство зала; поздравления (от кого и кому); игры, хорово­ды; подарки; незваный гость. Следует отметить, что в детском саду эта форма используется не часто, поскольку организационные функ­ции в полном объеме пока не доступны для детей.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, в которой, как правило, есть воображаемая ситуация, роли, правила, соревно­вательность. Главное отличие игры - радость, удовольствие от про­цесса, а не от результата. Игры могут быть составной частью праздника-мероприятия или праздника-дела, внося в них импрови­зацию с ее свободой самовыражения, непосредственностью про­явления эмоций участников и зрителей.

Таким образом, подготовка праздника должна проходить в есте­ственной обстановке, а не путем натаскивания на музыкальных за­нятиях; необходим тесный контакт с родителями, основанный на взаимопонимании общих задач и целей в художественно-эстети­ческом воспитании детей; дети должны участвовать не только в празднике, но и в процессе его моделирования и подготовки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Яблочко» Майкопского района Республики Адыгея

Консультация

«Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников»

Выполнила музыкальный руководитель

Шубина Наталья Юрьевна

п. Тульский

“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
В.А.Сухомлинский .

С ранних лет любой человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее, воспоминания о них согревают в трудные минуты. Праздничных дней в России всегда было много. Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарем. В основе их лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой, божествами. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего Солнцеворота – макушки лета.

В период царствования Петра Первого в России были введены гражданские праздники: празднование Нового года, дни рождения членов царской семьи, праздники в честь победы русского оружия и т.д. Они воспитывали чувство патриотизма, любви к родине у детей и взрослых.

Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Праздник – это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. А порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники, развлечения – важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей досуг, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность всего происходящего нужны как витамины.

Воспитательное, познавательное, эстетичное воздействие праздников, досугов на ребенка велико, а поэтому в своей работе по их подготовке и проведению важно не допускать формализма и однообразия. Праздник – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребенка, видно, чему он научился, насколько он комфортно себя чувствует в детском саду. И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, важные цели и причины.

Во-первых , подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. Ведь мы узнаем о том, что творится за стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка.

В-третьих , праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого можно оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

Надо сказать, что на утренники в ясельных группах родителей могут и не пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.

Как проходят праздники в детском саду

Тем, кто идет на праздник в детский сад , будет интересно узнать, что собой представляет данное мероприятие. На самом деле, все детские утренники чем-то схожи. Праздники проходят в актовом зале, тематически украшенном в зависимости от конкретного события.

Абсолютно все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую. То есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают, хлопают в ладоши, танцуют в парах и так далее) и принимают участие в игровой сценке – например, кидают «снежки» по случаю нового года или собирают «опавшие листья» в праздник осени. Помимо этого дети читают стихи. А завершающим этапом любого праздника является непременное награждение подарками и возможность пообщаться с родителями.

Как правило, в течение учебного года в детском саду проводится 3 крупных праздника с участием родителей: праздник осени, новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта. Также часто отмечают 23 февраля и масленицу, но это уже без родителей.

Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения. Праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Виды праздников:

    народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;

    государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

    международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

    православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;

    бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

    праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей”, “Оригами” и др.

Структура праздника : танцы (народные, бальные, современные); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала; привлечение родителей.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста. Педагогическая задача коллектива заключается в объединении творческих сил для создания новых детских традиций.

Эффективному проведению праздника способствуют:

– объединение всех его составных частей вокруг главной цели; отбор художественного материала; выбор эмоционально-выразительных средств; подбор исполнителей; коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем, совместно с воспитателями и утверждается заведующим. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.

1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.

2-й этап построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

    экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии); завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

    развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

    кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

    развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию: строгая логичность построения и развития темы; законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов; нарастание действия в его движении к кульминации. Нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия. Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально­-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников.

При выборе стихов надо помнить, что длинные трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку.

Использование в праздничной программе инсценированных сказок, рассказов, пьес, стихов вносит в действие элемент театрализации. В театрализованных представлениях обязательно должны участвовать дети. Их непосредственность, искренность и увлеченность исполнения украшают праздник.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой– как важная форма освоения народного творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты.

Огромная роль при проведении праздника принадлежит ведущему . Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет большое значение. Убранство зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости. Оформление зала отличается от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника. Дизайн должен: отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей, создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.

Наряду с праздниками немаловажное значение для создания положительного микроклимата в группе имеют развлечения.

Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др.; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.

По степени активности участия детей развлечения делятся на три вида: дети являются только слушателями или зрителями; дети – непосредственные участники; участники – взрослые и дети. При организации развлечений первого вида мы привлекаем детей к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно­досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно-досуговой деятельности воспитателя – важная форма работы детского сада с семьей.

Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности:

    театрализованные;

    познавательные ;

    спортивные ;

    музыкально-литературные концерты.

Для того, чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста.

К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Фокусы вызывают у детей живой интерес. С ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы, которые показывают детям– это забавные и поучительные опыты, не требующие особого инвентаря, ни особого умения.

Шутки. Им дети рады всегда. Их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях. Ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли рассказать их младшим. Это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.

Загадки и загадывать и отгадывать любят все дети. Отгадав загадку, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок: расширяют кругозор, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Аттракционы дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Они подбираются с учетом возраста детей. Необходимо помнить: когда закончится игра, победителей следует поощрить морально или материально.

Сюрпризы – это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и в повседневную жизнь в детском саду.

После проведения праздников, развлечений важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память. Досуговая деятельность объединяет все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую,этическую и т. д.

Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

Литература:

    Ветлугина Н.А, Кенеман А.В. , Теория и методика музыкального воспитания М., Просвещение 1983.

    Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду., М., Просвещение 1981.

    Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.,Педагогика,1980.

    Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985.

    Петрушин. В. Музыкальная психология. М., "Владос" 1997.

    Бекина С.И. Праздник в детском саду. М., “Просвещение” 1990.

дипломная работа

1.2 Значение праздника в формировании музыкальной культуры

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники - это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

«Праздник - это повод проявить себя и выразить внимание к другим людям, вступить с ними в неформальный, эмоционально окрашенный контакт» .

Праздник - явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни подрастающего поколения, и является специфичной формой коллективного единения, в которой выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни дошкольника. Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они помогают юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых . музыкальная культура праздник дошкольник

Праздник в детском саду является значимой частью детской жизни. Удачное проведение праздника в детских садах определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

В основе каждого праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник 8 марта -- это международный женский день, праздник 9 мая -- праздник победы народа Советского Союза над нацистской Германией и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, танцы, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Праздники должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

«Во время праздника дети активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и оказывают влияние и на настоящую, и на всю последующую жизнь. Детский праздник способствует самореализации ребенка, благоприятен для формирования возвышенных общечеловеческих идеалов и выработки системы предпочтений. Праздничная среда - это сфера социализации» .

Подготовка и проведение праздника в детском саду - сложная и очень ответственная работа. Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной группы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Это трудная задача для педагога, но ему нужно стремиться всем детям подбирать выступления по их силам, возможностям и наклонностям. Застенчивым ребятам лучше предлагать особенно интересные номера (песню, шутливую инсценировку, стихотворение и т.д.), чтобы они смогли преодолеть свою робость. Музыкально менее способным следует подобрать легкие роли в групповом танце, оркестре. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмоциональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверенность.

Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей рассеянность. Поэтому зал заранее украшается шарами, лентами, бантами , чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Большое удовольствие доставляют детям индивидуальные и групповые выступления. Они могут показать различные танцы, а с помощью приглашенного аквагримера даже застенчивые дети смогут преобразиться, войти в образ любимого персонажа и принять активное участие в общем празднике!

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.

Цель праздников в детском саду - это доставить ребенку радость, возможность отдохнуть, развлечься, выразить свои таланты и вместе с тем духовно обогатиться, побуждая ребенка к творчеству.

Массовые праздники вызывают сильные эмоциональные переживания и удобны для эффективной пропаганды, кроме того, повторяемость праздника как архаического элемента культуры позволяет внедрить данные эмоции и сопутствующую пропаганду в подсознание, сделать их привычными, органическими, создать определенную матрицу эмоциональных стереотипов.

Дети с помощью праздника могут не только проявить активность, но и ощутить свободу самовыражения, как бы отдохнуть от школьных правил, дисциплины, напряженности учебных будней; праздник предоставляет детям некоторые суверенные права и свободы. В процессе праздника у ребенка формируется уважительное отношение к себе, посредством собственной активности преодолеваются личные недостатки. Детский праздник - важный фактор интеллектуального и физического развития детей.

Большинство праздников повторяется, чаще всего циклически, именно повторяемость ритуальных обрядоподобных обыкновений открывает перед современным человеком множество внутренних возможностей для самовыражения. У обряда есть удивительное, буквально потрясающее свойство: он может пробудить и вывести на социальный простор сокровенную человеческую способность к культурному творчеству, всеохватывающей любви, беспредельной радости - то, ради чего, может быть, только и стоит жить, но что ограничено краткой вспышкой. Это и есть праздник .

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности.

Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса адаптации ребенка. Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера.

Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. «Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых» .

Использование ситуационной игры для развития санитарно-гигиенической культуры учеников

Перестройка общего среднего образования ставит перед современной школой ряд важных задач: обеспечение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, умениями применять их в жизни и на практике формирование научного мировоззрения...

В современной России система музыкального образования начинает организовываться в соответствии с запросами современной культуры и социума. Возникает потребность в специалистах...

Народная музыкальная культура в современной системе дополнительного образования на примере работы ДМШ города Тимашевска

Создание подхода к формированию основ народной культуры в детской музыкальной школе на вокальном отделении - заслуга выдающегося педагога, заслуженного работника культуры Российской Федерации Галины Николаевны Смирной...

Народная музыкальная культура в современной системе дополнительного образования на примере работы ДМШ города Тимашевска

Одной из важнейших составляющих русской народной культуры является игра на музыкальных инструментах. Среди первых профессиональных музыкантов на Руси - скоморохи, шут и умельцы исполнять мелодии на домре и шумовых инструментах...

Широта явлений, охватываемых культурой, и возрастание ее роли в жизни современного общества делает необходимым раскрыть ее сущность, потенциал и возможности глубокого воздействия как на исторический процесс, так и на каждого человека...

Педагогические условия развития музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки

В современном педагогической и психологической литературе категория “условие” рассматривается как видовая по отношению к родовым понятием “среда”, “обстоятельство”, “обстановка”, что расширяет совокупность объектов...

Праздники в дошкольному образовательном учреждении как фактор формирования музыкальной культуры старших дошкольников

Основные положения понятия музыкальной культуры разработаны в педагогических трудах Д.Б. Кабалевского, Н.А. Метлова, Б.М. Асафьева, Н.П. Ветлугиной, О.П. Радыгиной и др. Понятие «культура» прошло сложный путь исторического развития...

Праздники в дошкольному образовательном учреждении как фактор формирования музыкальной культуры старших дошкольников

Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны...

Теоретические основы развития коммуникативных навыков в процессе изучения английского языка

коммуникативный навык английский урок Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков...

Формирование культуры восприятия академической музыки у детей младшего школьного возраста

Понятие «культура» не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе деятельности. Выделяют материальную...

Большое воспитательное значение в формировании музыкальной культуры дошкольников принадлежит театрализованной деятельности. Участвуя в различных постановках, дети через художественный образ, музыку, костюм...

Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Экспериментальное исследование проводилось в ДОУ № 71 города Тольятти. В исследовании принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста...

Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Для развития музыкальной культуры были подобранны театрализованные игры и представления для детей старшего дошкольного возраста. Данные театрализованные мероприятия проходили два раза в неделю...

Елена Козлова
Значение развлечений и роль музыки в них

Значение развлечений и роль музыки в них .

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека . Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

Развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей. Доставляющие радость и эстетические переживания. Развлечения , прежде всего, являются средством эстетического развития ребёнка , поскольку в них используются различные виды искусств, а также способствуют развитию у детей интереса к музыке .

Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства : изобразительным, музыкой , литературой, театром и кино.

Развлечения с использованием музыки являются важнейшим средством музыкальных представлением детей, совершенствования музыкального восприятия . «Развлекая – воспитывать » - этот принцип, как известно, широко используется в детских садах. Показать детям интересные зрелища, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность, помогают развлечения . Их использование расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников , способствует проявлению положительных качеств личности.

Развлечения расширяют кругозор детей, знания о музыке , повышают интерес к ней. В интересной форме дети легче воспринимают характер и содержание музыкального произведения и движения становятся более активными, творческими, так как насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений . Коллективные переживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Объединяющая взрослых и детей радость поднимает жизненный тонус, создаёт бодрое настроение и остаётся в памяти каждого ребёнка надолго. Но значение развлечений не только в том , чтобы приносить радость. Они являются средством всестороннего воспитания, пробуждают в душе ребёнка чувство любви к Родине, природе, людям, труду, чувство дружбы. Активное участие в развлечениях обогащает детей навыками, впечатлениями. Даёт возможность приобрести новые знания и навыки и закрепить ранее полученные. Кроме того развиваются их творческие способности. Формируются их организаторские навыки, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива Таким образом, развлечения развивают инициативу и творческую выдумку.

Важно умело отбирать музыку для развлечений учитывая их педагогическую направленность и музыка , с простыми, запоминающимися и любимыми мелодиями. Следует включать знакомые детям песни, танцы, игры, выученные на занятиях, использование которых в новой ситуации, в иной увлекательной форме доставит детям удовольствие и радость. Более сложный музыкальный и литературный материал может исполняться взрослыми, но только в том случае, если он доступен восприятию и пониманию детей. Важным моментом в развлечениях является новизна материала или способа его преподнесения, сюрпризность.

Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу , творческую выдумку. Организация развлечений в детском саду является важной педагогической задачей.

Публикации по теме:

Доминантное занятие по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» Конспект доминантного занятия по слушанию музыки в старшей группе «В гостях у Феи-Музыки» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№ 6» Музыкальный.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль музыки в эстетическом воспитании ребёнка»

Консультация для родителей «Роль музыки в эстетическом воспитании ребёнка» Консультация для родителей и воспитателей. Роль музыки в эстетическом воспитании ребёнка. Цель воспитания - формирование всесторонне и гармонично.

Роль и значение компьютера для детей дошкольного возраста Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста. Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»:.

Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности Выдающийся совет композитор Сухомлинский (1917-1970) являлся педагогом, воспитателем, много лет проработал учителем, был директором в.

Роль музыки в развитии активной речи детей «Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста». В последние годы отмечается увеличение количества детей,имеющих.

Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка Гармоничность музыкально-эстетического.


  • Введение
  • 2.1 Основные этапы работы
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник Октября - это день рождения нашей Родины.

Праздник 1 Мая - день международной солидарности трудящихся и т.д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т.д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным "Программой воспитания в детском саду". При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальность педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему работы: "Праздник в детском саду, как средство эстетического воспитания".

Объект курсовой работы - значение и роль праздников в детском саду.

Предмет - процесс подготовки и организации праздников в детском саду.

Гипотеза: предполагается, что целесообразное и систематическое проведение праздников в детском саду успешно повлияет на процесс эстетического воспитания дошкольников.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении и обобщении теоретического материала по теме.

Цель определила следующие задачи:

Выявить значение праздников для развития детей;

Выявить особенности процесса подготовки и проведения праздников;

дошкольник праздник утренник воспитание

Глава 1. Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников

1.1 Значение праздника, как средства эстетического воспитания

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений.

Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем человек ощущает себя личностью, членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая, демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Очевидно, что каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку: воспитательную; информационную; развивающую; эстетическую; межличностную .

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: "Без праздников не бывает детства! ” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость.

Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник - это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово "красивый" рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Праздники - это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью .

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т.д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным "Программой воспитания в детском саду". При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия "красивый" и "добрый" почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие .

Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие .

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т.д.).

1.2 Характеристика основных видов зрелищ для детей раннего возраста

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

В детских садах для детей проводятся следующие праздники:

Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Зал украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Зал украшен разноцветными гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год - самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Педагоги придумывают множество игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки.

Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам .

"До свиданья, детский сад”. Этот праздник проводится для детей подготовительной группы в конце учебного года. Дети прощаются со своим детским садом, благодарят воспитателей. Как правило, в этом празднике широко представлена тема школы.

Эти праздники можно условно разделить на два типа:

Название праздника

КАЛЕНДАРНЫЕ

Восьмое Марта

воспитание чувства уважения и благодарности к маме

Новый Год

формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Праздник осени

воспитание умения видеть прекрасное в природе

До свиданья, детский сад

формирование положительной мотивации к будущему обучению в школе; воспитание чувства благодарности к воспитателям детского сада; развитие эмоциональности

Следует отметить, что глубокие изменения, постигшие нашу страну и общество в последние десятилетия, коренным образом изменили социальную направленность обучения. К сожалению, из детского сада ушли такие понятия как патриотизм, любовь к Родине. И вместе с этим перестали отмечаться все советские праздники. Среди них оказались День Победы и 23 февраля - День армии и флота. Но в то же время в детских садах появляются и новые праздники. Существует опыт проведения народного праздника "Масленница”.

Глава 2. Подготовка к праздничным утренникам

2.1 Основные этапы работы

Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.

Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.

Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Подготовка к праздникам, особенно общественно-политическим, проходит на разных занятиях, в различных видах художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними проводят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником .

Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

III. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника .

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап - это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы "привязать" к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

2.2 Требования к организации и проведению праздников

Все люди любят праздники и развлечения, но особенно их обожают дети. Для малышей, посещающих детские сады, регулярно проводят утренники, развлечения, посвященные различным праздничным датам. Если для взрослых праздник - это приятная возможность отдохнуть, то для ребятни утренники, развлечения далеко не отдых. Утренники, развлечения в детском саду - это важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную нагрузку.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка.

Например, 1 сентября - это День Знаний, праздник 1 Мая - день международной солидарности трудящихся и т.д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе. Праздничная программа обсуждается и принимается с дополнением и изменениями. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности участок работы, за который тот отвечает: оформление зала, подготовка костюмов, поделку атрибутов и т.д.

Выбирается ведущий праздника. Роль ведущего очень ответственная - это лицо, которое руководит праздником .

Следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки. Иногда музыкальный руководитель берет на себя роль ведущего на празднике.

Праздники для детей младшей и средней группы устраиваются отдельно от старших, так как содержание праздника для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длиться дольше, а это утомительно. В программу утренника для детей младших групп включаются так же песни, стихи, игры, танцы, инсценировки, но более простые, доступные данному возрасту. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30-40 минут, для старших 45-50 минут.

Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей начинается первым. Малыши всегда празднуют в утренние часы, а старшие - и во вторую половину дня, но не позднее. С утра дети не утомлены, лучше воспринимают и исполняют песни, игры и танцы. При этом у них воспитываются выдержка. Умение, закрепление ряд навыков.

Песни, игры, танцы даются детям на обычных музыкальных занятиях за месяц - полтора до праздника. Дети даже не знают о том, что этот репертуар будет включен в праздничную программу. Сюрпризные номера готовятся с детьми значительно ближе к празднику.

В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и народные, шуточные, связанные с игрой.

Игры, всегда вносят оживление, радость, непосредственность, их необходимо включать в праздничную программу. При отборе игр для праздника надо учитывать не только интерес участников, но также и детей - зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими .

Игры, которые проводят на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях (костюмы, их элементы, атрибуты).

Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Они должны быть достигнуты по содержанию, так и по характеру движений.

Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).

Художественному слову на празднике отводят значительное место. Дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы.

Выразительность в детском исполнении чрезвычайно важна, тогда произведение лучше доходит до ребенка и глубже запечатлевается.

Утренники в детском саду - праздник не только для малышей, родители также принимают в нем непосредственное участие. Зачастую детям необходимо подготовить различные костюмы, декорации или другую атрибутику. В этом помочь своим чадам могут только родители. Они также могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверять, достаточно ли хорошо он выучил стих или песню, знает ли он все движения танца, который разучивается к празднику.

Чтобы не нарушить психологический контакт с ребенком, не надо выказывать своего недовольства, что опять предстоит морока с этой подготовкой к утреннику. Ребенок ведь так ждет праздника, он жаждет веселья, похвалы, он хочет показать свои достижения, и утренник хороший повод для демонстрации своих успехов.

Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение "хромает", то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом. Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки.

Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем празднике, уточняется представление и впечатление о нем Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после праздника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано.

Заключение

Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

"Программа воспитания в детском саду" рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых - порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову. Развлечения как бы объединяют все названные виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.

В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечение, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; также развлечение обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).

С другой стороны, это развлечение, где дети - сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений - активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.

В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы логично объединились действия детей и взрослых.

Формы организации досуга дошкольников многообразие и вариативны, поскольку они зависят не только от целей, задач развлечений, но и жанра самого репертуара, его особенностей. Формы развлечений - это композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, аттракционы, карнавальные театрализованные шествия и т.п. Все названные формы и многие другие, созданные воображением их организаторов, входят во все виды развлечений, соответственно отражая поставленные в них цели и задачи.

В некоторых детских садах существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Некоторые выступления можно повторить два-три раза со сменой исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.

Праздники в детском саду - важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение праздничных мероприятий в процессе воспитания и обучения дошкольников несёт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации:

Повышение качества взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей.

Укрепление неформальных связей внутри коллектива.

Раскрытие интеллектуальных способностей отдельных детей и целого коллектива.

Повышение общего кругозора ребят и познавательной активности дошкольников.

Стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.

Список литературы

1. Варки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варки // дошкольное воспитание. - 2013. - №6. - С.57-67.

2. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок - М. - 2011. - С.156.

3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунов, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение. - 2010. - 365 с.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. / Л.С. Выготский, 3-е Изд. - М.: Просвещение. - 2011. - 93 с.: ил.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3e, переработанное. 244 c. СПб.: Детство-Пресс, 2011.

6. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я.А. Пономарев. - М.: Наука. - 2013. - 167 с.

7. История эстетики. Памятники Мировой эстетической мысли / Т.1-5. - М. - 2012.

8. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. Пособие для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение. - 2012. - 114 с.

9. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. СП6. детство-Пресс. - 2011. - 56 с.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 2011. - 464 с.

11. Макаренко А.С. Соч. т.5. - М. - 2011. - 404 с.

12. Ожерельева, О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста / О.К. Ожерельева // Начальная школа, 2012. - №6. - С.58-63.

13. Поддьяков, И.И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / И.И. Поддьяков // Вопросы психологии. - 2010. - № 1.

14. Праздники в детском саду / О.С. Новикова // Дошкольное воспитание, 2012. - №8. - С.119

15. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. - 2012. - №5. - С.86-95.

16. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 208 с.

17. Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 2008.

18. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия". - 2012. - 576 с.

19. Торшилова, Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9.

20. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский - М. - 2011. - С.286 - 287.

21. Шевцов, Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания / Е.В. Шевцов - М. - 2012. - 192 с.

22. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 2011.

23. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение. - 2010.

24. Эстетическое воспитание: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская. - М.: Издательский центр "Академия". - 2012. - 256с.

25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. С.А. Козловой. М., издательский центр "Академия". 2012 - 256 с.

Подобные документы

    Происхождение народных обрядов и праздников в народной педагогике. Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства нравственного воспитания дошкольников. Методические аспекты и анализ программы "Детство" дошкольного образования.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Классификация физкультурных праздников, их значение в организации активного отдыха дошкольников. Педагогические и методические требования к организации спортивных игр. Составление проектов физкультурных праздников для детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Изучение сущности, требований к разработке и применению игровых приемов в обучении детей изобразительной деятельности (рисунки, аппликации, лепка), их видов, методик использования (инсценирование песня) и роли в развитии творчества у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Теория физического воспитания детей дошкольного возраста. Педагогические условия эффективного взаимодействия детского сада и семьи в физическом развитии старших дошкольников. Особенности сотрудничества педагога и родителей в физическом воспитании ребенка.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2015

    Музыка в эстетическом, интеллектуальном и нравственном воспитании детей. Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка, их виды и формы. Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных возрастных группах.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2009

    Принципы и задачи работы по воспитанию патриотической культуры дошкольников. Роль семьи в патриотическом воспитании. Изучение уровня патриотической культуры дошкольников. Потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия народной музыки.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2015

    Рассмотрение роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников. Методические рекомендации по проведению игр с правилами и сюжетно-ролевых в экологическом воспитании дошкольников 4-5 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2014

    Роль праздника на Руси. Тематика и содержание праздников и досугов для детей дошкольного возраста. Методика организации и проведения развлекательных мероприятий в детском образовательном учреждении. Сценарий экологического праздника "День Земли".

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Изучение вопросов дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Природа различий в развитии у них двигательных функций. Анализ эффективности применения круговой тренировки дошкольников, оценка ее оздоровительного значения.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Понятие игры, как основного вида деятельности в дошкольном возрасте. Роль музыки в развитии ребенка. Определение значимости речевых игр в музыкальном воспитании дошкольников. Методика организации и проведения работы по развитию речевого аппарата детей.